Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет в бюджетном учреждении в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Введение новых ведомственных бюджетных классификаторов на 2023 год привнесло значительные изменения в ведение бухгалтерского учета с бюджетными счетами. Бюджетный учет становится еще более структурированным и прозрачным, что позволяет учреждениям и предприятиям более точно отслеживать и контролировать расходование бюджетных средств.
Как КОСГУ применяют в закупках
Планирование расходов организации бюджетной сферы составляется в разрезе КВР и КОСГУ, доходов субсидии на иные цели, поступлений на капитальные вложения и других межбюджетных трансфертов. После составления плана затрат (ПФХД, бюджетной сметы) учреждение готовит план-график закупок на очередной финансовый период (ч. 6, 7 ст. 16 44-ФЗ). План-график тоже готовится на основании классификаторов кодов ОСГУ.
До 2016 года расшифровка планов-графиков составлялась в разрезе КОСГУ. Но теперь старый кодификатор заменен новыми шифрами — кодом вида расходов по бюджетной классификации. Ошибочно полагать, что статьи КОСГУ не задействованы в закупочной деятельности. Чтобы спланировать любую закупку, учреждению необходимо правильно определить КВР и только потом отразить операцию в плановой документации. Но выбрать правильный КВР невозможно, не определив вначале КОСГУ. В этом и есть ключевой принцип использования кодификаторов и их прямая взаимосвязь.
Амортизация основных средств
Учет амортизации основных средств ведут на аналитическом счете 010400000 «Амортизация». С 2023 года она начисляется не с первого числа месяца, который следует за периодом постановки объекта на баланс, а с даты признания его в учете. Моментом же прекращения начисления амортизации считается дата списания либо выбытия актива. Учреждениям разрешено применять один из способов начисления амортизации:
- Линейный, когда разницу между балансовой и ликвидационной стоимостью делят на оставшийся срок полезного использования объекта.
- Уменьшаемого остатка, когда коэффициент ускорения умножают на норму амортизации, делят на 100 % и умножают на остаточную стоимость актива.
- Пропорциональный количеству выпущенных товаров или услуг.
Способ начисления амортизации и формулу ее расчета нужно прописать в учетной политике.
Материалы могут поступить в казенную структуру на основании договора купли-продажи, дарения. Рассмотрим порядок установления стоимости материалов:
- При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
- Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
- Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
- Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.
Рыночную цену можно узнать путем установления рыночной стоимости аналогичных материалов.
Новые требования к плану счетов
В бюджетных учреждениях с 2024 года вводятся новые требования к плану счетов. Эти изменения несут важное значение, поскольку позволяют улучшить финансовый контроль и прозрачность бюджетного процесса. Они помогут обеспечить более эффективное использование бюджетных средств и предотвратить коррупционные схемы.
Одно из главных изменений – расширение перечня счетов для отражения всех финансовых операций бюджетных учреждений. Теперь в плане счетов будет предусмотрено более детальное разделение счетов по видам операций, что позволит более точно учитывать и анализировать расходы и доходы. Также будет введено несколько новых счетов, связанных с отдельными видами деятельности учреждений.
Второе важное изменение – введение обязательного использования электронных систем учета и отчетности. Теперь все бюджетные учреждения должны вести учет и составлять отчетность электронным способом. Это позволит автоматизировать процесс составления и анализа финансовых показателей, устранить возможные ошибки и повысить надежность информации. Кроме того, электронные системы позволят более быстро и удобно предоставлять отчетность, что упростит взаимодействие с контролирующими органами и снизит риск нарушений при составлении финансовой отчетности.
В целом, новые требования к плану счетов и использованию электронных систем учета и отчетности позволят повысить эффективность финансового управления в бюджетных учреждениях. Они содействуют более точному и своевременному учету операций и финансового состояния учреждений, а также повышают прозрачность и ответственность перед обществом.
Внесение изменений в план счетов в течение года
В бюджетных учреждениях необходимость внесения изменений в план счетов может возникнуть по различным причинам. Такие изменения могут быть связаны с изменением требований законодательства, появлением новых видов деятельности или изменением текущих. Внесение изменений позволяет уточнить существующий план счетов и обеспечить более точное отражение финансовой деятельности учреждения.
Процесс внесения изменений в план счетов начинается с анализа текущей версии плана и выявления необходимых изменений. Для этого проводится комплексное изучение финансовой деятельности учреждения с учетом новых требований и постановлений. Далее, основываясь на полученных данных, разрабатывается новая версия плана счетов, которая должна быть согласована с руководством учреждения и утверждена в установленном порядке.
- Изменения могут касаться как структуры плана счетов в целом, так и отдельных счетов: например, добавление новых счетов для учета определенных видов деятельности или удаление устаревших счетов. Важно учесть, что такие изменения должны быть согласованы с бухгалтерскими стандартами и соответствовать правилам бюджетного учета.
- Внесение изменений в план счетов требует внимательного подхода и планирования: необходимо оценить возможные последствия изменений для генерации отчетов и анализа финансовой информации. Это укажет на необходимость дополнительных изменений в системе бухгалтерии, а также позволит преодолеть потенциальные проблемы, которые могут возникнуть при использовании новой версии плана счетов.
Рекомендации по подготовке к изменениям в 2024 году
Для успешной адаптации к изменениям в бухгалтерском учете казенных бюджетных автономных учреждений (КБАУ) в 2024 году, рекомендуется принять следующие меры:
- Изучите новые правила и руководства: Ознакомьтесь с документацией, предоставленной Минфином и ФСГС, связанной с изменениями в бухгалтерском учете КБАУ. Понимание новых требований и ориентирование в них — первоочередная задача.
- Оцените влияние изменений: Проанализируйте, как изменения влияют на специфику вашего КБАУ и его текущую систему учета. Оцените необходимость внедрения новых процедур и технологий, а также подготовьте план действий по их реализации.
- Обучите персонал: Организуйте обучение для бухгалтеров и сотрудников, ответственных за учетную деятельность, чтобы они могли освоить новые требования и процедуры бухгалтерского учета. Обратитесь к специалистам или воспользуйтесь онлайн-курсами.
- Проведите аудит текущей системы учета: Проверьте согласованность вашей текущей системы учета с новыми требованиями. В случае необходимости внесите корректировки и модернизируйте систему, чтобы гарантировать соответствие изменениям в 2024 году.
- Осуществите планирование бюджета: Учтите новые правила бухгалтерского учета при составлении бюджета на 2024 год. Оцените возможность добавления новых позиций расходов или статей доходов, а также корректируйте планы, учитывая эти изменения.
Внедрение изменений в бюджетный учет с 2024 года приведет как к выгодам, так и к потерям для предприятий. Рассмотрим основные преимущества и недостатки новых правил.
Одной из основных выгод нового бюджетного учета является упрощение процесса бухгалтерской отчетности. Предприятия смогут сократить количество требуемых документов и упростить процедуру подачи отчетов. Это позволит сэкономить время и ресурсы, которые можно будет направить на другие важные задачи.
Кроме того, новые правила бюджетного учета предоставляют предприятиям большую гибкость в управлении финансами. Благодаря новым методикам и подходам к учету, компании смогут более точно оценивать свою финансовую ситуацию и принимать обоснованные решения по распределению бюджета.
Однако, вместе с выгодами, новые правила также представляют потери и риски для предприятий. Во-первых, необходимо уделить время и ресурсы на подготовку к изменениям. Предприятия должны освоить новые правила, обучить сотрудников и адаптировать системы учета.
Кроме того, смена бюджетного учета может привести к некоторым неудобствам и несоответствиям с текущими процессами и системами. Возможно, придется вносить изменения в программное обеспечение или процедуры работы, что может повлечь за собой дополнительные затраты и временные затруднения.
Также, новые правила могут повлиять на отношения с партнерами и инвесторами. Изменения в бюджетном учете могут вызвать недоверие или непонимание у заинтересованных сторон. Поэтому важно предварительно ознакомиться с новыми требованиями и планировать свои действия, чтобы минимизировать возможные негативные последствия.
Итак, внедрение изменений в бюджетный учет с 2024 года имеет свои выгоды и потери для предприятий. Однако, осознанная подготовка и планирование помогут минимизировать риски и обеспечить успешную адаптацию к новым правилам.
Подготовка к изменениям
Введение новых правил бюджетного учета с 2024 года потребует от предприятий серьезной подготовки. Для успешной адаптации к изменениям необходимо выполнить ряд важных шагов:
1. |
Ознакомиться с новыми правилами и разъяснениями о порядке проведения бюджетного учета. |
2. |
Обучить сотрудников бухгалтерии и финансового отдела новым требованиям и методикам работы. |
3. |
Анализировать текущие процессы бюджетирования и учета и определить необходимые изменения. |
4. |
Произвести переход на новую систему учета и обеспечить ее соответствие новым требованиям. |
5. |
Провести внутреннюю аттестацию и проверку корректности ведения бюджетного учета. |
6. |
Обновить программное обеспечение для автоматизации бюджетного учета с учетом новых требований. |
7. |
При необходимости обратиться за консультацией к специалистам и аудиторам, имеющим опыт работы с новыми правилами. |
Предприятиям необходимо начать подготовку заранее, чтобы иметь достаточно времени для освоения новых правил и внедрения необходимых изменений в систему учета. Недостаточная подготовка может привести к ошибкам и нарушениям в бюджетном учете, а также потере финансовой информации и возникновению рисков для предприятия.
Особенности финансового планирования
Первым важным аспектом является установление целей и задач организации. Определение четких и конкретных целей поможет определить направление финансового планирования. Необходимо учесть специфику деятельности организации и установить надежные и реалистичные цели.
Другим важным аспектом является анализ текущего финансового состояния организации. Необходимо провести детальный анализ доходов и расходов, оценить финансовые показатели и выявить сильные и слабые стороны финансовой деятельности. Это поможет принять взвешенные решения при составлении финансового плана.
Важно также учитывать изменения в законодательстве и нормативных актах, таких как изменения в инструкцию 174н по бюджетному учету. Необходимо быть в курсе всех изменений и адаптировать финансовый план с учетом новых требований и правил.
Следующим важным аспектом является формирование финансовых резервов. Подразумевается создание запаса средств, который может быть использован в случае необходимости. Финансовые резервы помогут справиться с неожиданными ситуациями или возникшими проблемами.
Наконец, финансовое планирование должно быть целостным и системным процессом. Оно должно учитывать все аспекты деятельности организации и быть взаимосвязанным с другими планами, такими как бизнес-план и маркетинговый план.
С учетом изменений в инструкцию 174н по бюджетному учету в 2024 году, финансовое планирование становится еще более ответственным и требует дополнительного внимания к деталям. Справедливая и точная финансовая отчетность, основанная на корректном финансовом планировании, поможет организации достичь своих целей и обеспечить устойчивое развитие.
Внедрение цифровых технологий в учетную систему
Вопрос автоматизации и внедрения цифровых технологий в учет бюджетных учреждений становится все более актуальным в современном мире. В условиях стремительного развития информационных технологий и повышения требований к эффективности и прозрачности использования бюджетных средств, необходимо использовать современные инструменты и методы учета.
Внедрение цифровых технологий в учетную систему позволяет значительно ускорить и улучшить процессы сбора, обработки и анализа данных, а также повысить надежность и точность учета. Использование специализированного программного обеспечения позволяет автоматизировать многие рутинные операции и снизить риск ошибок.
Одним из основных направлений внедрения цифровых технологий в учетную систему является использование электронных документов и электронной отчетности. Это позволяет сократить использование бумажной документации, повысить скорость обработки информации и улучшить доступность данных.
Однако, внедрение цифровых технологий в учетную систему требует не только использования соответствующего программного обеспечения, но и подготовленности персонала. Сотрудники должны быть обучены работе с новыми инструментами и методами, чтобы правильно использовать все преимущества цифровых технологий.
Внедрение цифровых технологий в учетную систему бюджетных учреждений является важным шагом на пути к повышению эффективности и прозрачности использования бюджетных средств. Это позволяет сократить временные затраты, повысить точность учета и улучшить доступность данных. В итоге, использование цифровых технологий в учете способствует оптимизации работы бюджетных учреждений и обеспечению более эффективного использования бюджетных средств.
Совершенствование методов аудита и контроля учета
Одним из решений является внедрение автоматизированных систем контроля учета. Такие системы позволяют упростить и ускорить процесс проверки финансовых операций, обнаруживать ошибки и нарушения в учете, а также повышать эффективность контроля, минимизируя риски.
Другим способом совершенствования методов аудита и контроля является развитие процесса внутреннего контроля. Внутренний контроль позволяет предотвращать финансовые мошенничества, ошибки и служит гарантией соблюдения законодательных требований. Для этого необходимо разработать и внедрить эффективные процедуры и политики, проводить регулярные аудиты работы бухгалтерии и укреплять систему взаимного контроля.
Важным аспектом усовершенствования методов аудита и контроля является повышение квалификации сотрудников учетной службы. Специалисты, обладающие современными знаниями и навыками, могут эффективно применять новые методы и инструменты контроля, а также стать ценными участниками внедрения автоматизированных систем. В связи с этим, необходимо проводить регулярные тренинги и обучения для сотрудников, а также привлекать квалифицированных специалистов в сфере аудита и контроля.
В итоге, совершенствование методов аудита и контроля учета в бюджетном учреждении является неотъемлемой частью улучшения финансового управления. Автоматизация, внутренний контроль и повышение квалификации сотрудников позволяют обеспечить достоверность и надежность учетной информации, а также своевременно выявлять и устранять ошибки и нарушения.
Стандарт «Основные средства»
С 2024 года изменился учет основных средств в бюджетных учреждениях. И если с января 2024 года учет необходимо уже перестроить по новому, то и готовиться к этому необходимо заранее. Кроме того, годовую отчетность составлять нужно уже по-новому. Для того, чтобы в начале года не возникало путаницы, заранее следует позаботиться о следующем:
- Провести анализ всех ОС, которые есть на балансе организации. Часть из этих ОС нужно будет перевести на забаланс, в балансе же останутся только активы.
- Отобрать малоценное имущество, которое может быть объединено в единый объект. Таким образом можно упростить учет, а также избавиться от большого количества номеров и инвентарных карточек.
- Определиться с тем, какое имущество поделить на обособленные инвентарные объекты. Так имущество можно контролировать наиболее тщательно, а также списание его станет намного проще (к примеру, компьютеры).
Методические указания по внедрению стандарта в учет Минфин дал в письме №02-07-07/79257 от 30.11.2017.Кроме того, в письме содержаться переходные положения «Основные средства», связанные с вопросами отражения в учете недвижимости.
Порядок действий бюджетной организации
- Составление по новым правилам учетной политики. Способ ведения бухгалтерского учета организация определяет самостоятельно (за исключением филиалов и дочерних компаний).
- Утвердить новый план счетов. Старый план счетов уже использовать не получится, так как в соответствии с приказом 157н были скорректированы названия определенных действующих счетов, а также появились новые. Например, в 2024 году появился счет 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию». Также теперь действует новый порядок учета ошибок прошлого периода. Это необходимо отразить в учетной политике, а также установить субконто к тем счетам, по которым были сделаны ошибки.
Необходимо ли согласование сделки с учредителем по продаже особо ценного движимого имущества?
Пунктом 1 ст. 296 ГК РФ установлено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется данным имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжается этим имуществом с согласия его собственника.
Как следует из ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться:
– Особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;
– недвижимым имуществом.
Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Исключение предусмотрено п. 13, 14 ст. 9.2, абз.
3 п. 3 ст. 27 Закона № 7-ФЗ в отношении крупной сделки, размещения денежных средств на депозитах, сделки с ценными бумагами и сделки с заинтересованностью.
К сведению:для бюджетных учреждений купля-продажа будет считаться крупной сделкой, если стоимость имущества или цена договора превышает 10% балансовой стоимости активов организации, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом не предусмотрен меньший размер крупной сделки (п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).
Сделкой с заинтересованностью (конфликтом интересов) продажа имущества будет считаться, если руководитель учреждения (продавец) связан с руководителем покупателя семейными, трудовыми или корпоративными отношениями (п. 1 ст. 27 Закона № 7-ФЗ).
Таким образом, поскольку автомобиль в учреждении является особо ценным движимым имуществом, бюджетному учреждению необходимо получить согласие учредителя на его продажу. Отметим, что федеральные учреждения получают согласие в порядке, установленном ведомственными документами. Например, для подведомственных учреждений названный порядок утвержден Приказом Росздравнадзора от 28.03.
Региональные и муниципальные учреждения руководствуются местными актами.
Возникает ли обязанность уплаты НДС?
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация автомобиля в учреждении подлежит обложению НДС.
Ввиду того, что реализуемое имущество ранее приобретено за счет средств учредителя (КВФО 4) и учитывалось по стоимости с учетом НДС, налоговая база при его реализации определяется как разница между ценой реализации (с учетом НДС) и остаточной стоимостью реализуемого имущества по данным бухгалтерского учета.
Если остаточная стоимость автомобиля на момент его реализации равна нулю, налоговая база будет равна цене реализации (с учетом НДС) (п. 3 ст. 154 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 07.10.2013 № 03-07-11/41428). Сумма налога в данном случае определяется по расчетной ставке 20/120 (п.
4 ст. 164 НК РФ).
Для справки:в соответствии с п. 9 Порядка № 209ноперации по начислению налогов, объектом обложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения, относятся на подстатью 189«Иные доходы» КОСГУ.
Начисление НДС при реализации автомобиля в учреждении отражается по дебету счета 240110189 и кредиту счета 230304731 (п. 131 Инструкции № 174н).