Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как расторгнуть церковный брак в одностороннем порядке в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для Церкви понятия «развенчание», то есть конкретной процедуры расторжения брака, не существует, так как она отрицает само понятие развода, ставя семью на первое место. В Церкви никто не выдаст вам документ, подтверждающий, что вы больше не связаны перед Богом с вашим бывшим супругом.
Существует ли «развенчание»? – Азбука супружества
Господь задумал семью как союз двух людей на всю оставшуюся жизнь, как малую Церковь, задача которой – духовное спасение всех, кого она объединяет.
Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает, – говорит Христос (Мк. 10: 9).
Церковный брак заключается не на бумаге, а перед Богом, и именно перед Ним супруги несут ответственность за свою семейную жизнь.
Однако реальность далека от Божиего замысла, и современные люди перестали видеть в семье высшую ценность, абсолютную, непопираемую святыню.
Как Расторгнуть Церковный Брак в Одностороннем Порядке
Для развода по мирским меркам достаточно лишь свидетельства из отдела записи актов гражданского состояния, расторжение же церковного союза возможно только посредством повторного венчания.
Письмо подается на имя правящего архиерея. Срок ожидания варьируется в зависимости от занятости Епархии, когда ваше заявление будет рассмотрено, вас вызовут на беседу со священнослужителем, где будет решено, можно ли развенчивать ваш брак. Прийти подавать прошение может только муж или только жена, присутствие обоих необязательно. Такова процедура развенчания в церкви.
Как развенчать церковный брак: процедура, причины, основанияКак уже было сказано выше, конкретной процедуры расторжения брака в церкви не существует, церковь может лишь благословить человека на повторный брак, здесь и далее это мы и будем называть развенчанием.
Как уже говорилось, «церковного развода» не существует. Соответственно, обращаться в Храм Божий с целью оформления расторжения венчанного брака распрощавшимся мужу и жене нет никакой необходимости, ни вместе, ни поодиночке.
- Что нужно для развенчания в православной церкви
- Как развенчаться с бывшей женой после развода
- Что нужно сделать чтобы развенчаться с мужем
Примечательно, что по Библии прелюбодеяние со стороны мужчины порицается, но не дает жене права на расторжение брака:
По Евангелию от Матфея причина для расставания мужа с женой одна – измена, «вина любодеяния». В Первом послании к Коринфянам святого апостола Павла в качестве повода для расторжения брака добавляется лишь один – желание развестись со стороны неверующего супруга.
- «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор.7:8-9).
- «Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь» (1Кор.7:27-28).
- «…если же муж ее [жены] умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так (1Кор.7:39-40).
- «…если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа» (Рим.7:3).
Можно ли развенчаться в церкви после развода и нужно ли, возможные основания
Если между супругами все-таки возникли непримиримые разногласия и было решено развестись, то необходимо обратиться в отдел ЗАГС, где будет пройдена формальная процедура расторжения брака.
Церковный же брак заключается не на бумаге, а перед Богом, именно перед ним супруги несут ответственность за свою семейную жизнь.
Для церкви, как для института, понятия «развенчание» не существует, так как она отрицает само понятие развода, ставя семью на первое место.
Развенчиваться — это значит заключать новый брак на небесах, венчаться повторно.
Вот хорошее видео о гражданском браке и развенчании.
Особенности процедуры
Под развенчанием подразумевают развод по разрешению священнослужителя. Во времена правления церкви браки заключались только с согласия священников. Они выполняли роль современного ЗАГСа. Развод тоже давали священники. При этом должны быть веские основания для завершения брака, прописанные в церковном уставе. Пока супруги не получили свидетельство о развенчании, они не могли жениться, выходить замуж повторно.
В наши дни официальным органом, регистрирующим браки, является ЗАГС. Развод тоже происходит по заявлению одного из супругов либо двух. Несмотря на это, осталась «привычка» венчаться в церкви, а значит, и получать развенчание нужно тоже в случае развода. С одной стороны, так и должно быть, ведь люди, которые начинают «играть» по правилам православия, должны полностью их придерживаться. Однако на самом деле нет никаких последствий, если процедура развенчания не будет выполнена.
Многие верующие уверены, что в процессе венчания в церкви происходит благословение Бога на брак, а значит, он будет счастливым. Если быть точным, Бог венчает пару в тот момент, когда происходит знакомство женщины и мужчины, а если копнуть вглубь, то в момент рождения. Бог каждому создал пару и в определенный момент делает так, чтобы супруги встретились.
Другими словами, нужно понимать, что церковные правила, общественные (ЗАГСа) и божеские — три разные вещи. Таким образом, если решено венчаться в церкви, значит, потребуется проходить и процедуру развенчания.
Учение Исуса Христа о расторжении брака
Во времена, предшествующие проповеди Исуса Христа, среди иудейских книжников шли споры о разводах. Существовало два разных мнения на этот счет. Школа раввина Шаммая причиной развода допускала безнравственные поступки жены, супружескую неверность, но имела мало последователей. Мужчинам-иудеям гораздо больше нравилось учение школы раввина Гиллея, согласно которому слова закона о допустимости для мужа развестись с женой из-за «чего-нибудь противного» ему истолковывались как допустимость развода по любой, самой незначительной причине (например, из-за пережаренной пищи).
Именно такое понимание развода подразумевали искушавшие Спасителя фарисеи, задавая Ему вопрос: «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» (Мф. 19:3). По существу, Его спрашивали, как он относится к спору между учениками Гиллея и Шаммая. Господь Исус Христос напомнил вопрошавшим его книжникам, что изначально, от сотворения мира и людей, брак установлен Богом как таинственный нерушимый союз мужчины и женщины, в котором «они уже не двое, но одна плоть» (Быт. 1:27, 2:24, Мф. 19:6). Нерасторжимость брака есть изначальный замысел Бога о человеке. И в своей проповеди Исус Христос выступил против ставшей привычной для многих мужчин легкости расторжения браков.
Разводы позволены в законе Моисея «по жестокосердию» иудеев, «а сначала не было так» (Мф. 19:8). Поэтому ставшее привычным для них расторжение брака по «всякой причине» Богу неугодно: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:4-8). «Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует» (Лк. 16:18).
Однако Спаситель не отвергал возможность развода в принципе.
В Евангелии также сказано: «Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:32, Мф. 19:9). Исус Христос как Законодавец подтвердил, что именно это было основанием для развода в законе Моисея [4]. В словах Христа нет противоречия. Развод недопустим по «всяким» несущественным причинам, как это было привычно для иудеев, но возможен «по вине прелюбодеяния», которое фактически уничтожает брачное единство.
Надо отметить, что прелюбодеяние, супружеская измена — более тяжкий грех по сравнению с блудом, незаконными связями людей, не состоящих в браке, так как прелюбодеяние оскверняет семью.
Высокое учение Нового Завета о браке
Новый Завет подтвердил учение ветхозаветных пророков о том, что брак есть таинственный образ союза Церкви с Богом (Мф. 9:15, Иоанн 3:29, 2 Кор. 11:2). В Апокалипсисе Церковь названа «женой, невестой Агнца» (Откр. 21:9, 19:7, 22:17). Апостол Павел призывает мужей-христиан любить своих жен, «как и Христос возлюбил Церковь», а жен повиноваться своим мужьям во всем, «как Церковь повинуется Христу» (Еф. 5:24-25). Христианские семьи, в которых муж и жена стали, по слову Господа, «двое одна плоть», через причастие таинственно становятся телом, плотью Христовой. Поэтому свое учение о браке апостол Павел завершает словами о Церкви: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5:24-32).
Апостол Павел подтверждает и даже усиливает утверждение ветхозаветных пророков, что блуд есть измена Богу. «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор.6:15-17).
Второй брак в ранней Церкви
Возможность развода неразрывно связана с возможностью вступления во второй брак после развода для невиновной, пострадавшей, стороны. Поэтому необходимо рассмотреть отношение ранней Церкви к самой возможности второго брака для христиан.
Восточная Церковь понимала брак как вечный союз, который не прекратится в вечности: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 8). Поэтому один и единственный брак на всю жизнь был и является идеалом для Церкви.
Христианские священники должны быть примером для всех верующих, поэтому единобрачие для них является обязательным условием [33]. Поэтому в первоначальной Церкви существовало мнение, что и для мирян вторые браки недопустимы даже в случае смерти супруга. Его выражал в некоторых своих посланиях апостол Павел. «Остался ли без жены? не ищи жены». «Жена если же муж ее умрет, блаженнее, если останется так, по моему совету», то есть безбрачной, «а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7: 39–40).
Надо сказать, что и в языческом греко-римском мире существовал идеал супружеского посвящения и верности, которая распространялась и на время после кончины супруга [34]. Святитель Иоанн Златоуст в своем слове «К молодой вдове. О воздержании от второго брака» также призывает вдов не вступать во второй брак. Он вдохновлялся примером своей матери-христианки Анфусы, которая в двадцать лет осталась вдовой и не выходила потом замуж, посвятив свою жизнь воспитанию сына [35]. Однако уже в первохристианские времена Апостол Павел понимал, что такой подвиг не всем под силу. «Юных же вдовиц отрицайся» (1 Тим. 5: 11), — писал апостол Павел, напоминая о соблазнах этого состояния. «Безбрачным же и вдовам говорю: если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7: 8–9). «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7: 39).
В сборнике конца III — начала IV веков, называемом «Апостольские постановления», относительно «молодых вдовиц, поживших малое время с мужем» сказано: «А женщинам молодым, по кончине первого их мужа, да будет позволен и второй, чтобы не впали они в нарекание диавольское и во многие сети и в безрассудные и вредные для душ похоти, привлекающие более наказание, нежели прощение» [36].
Приведённые выше слова апостола Павла (1 Кор. 7: 39) стали основой отношения Церкви к второбрачию вдов и вдовцов, а впоследствии и тех разведённых, которые были невиновны в расторжении брака.
Развенчание церковного брака: мнения священников
Иерей Святослав Шевченко называет Венчание Таинством «по соединению, сращиванию двух душ в одно целое на сакральном уровне». Священник признаёт, что довольно часто слышит вопрос «Как развенчаться в церкви?». Отец Святослав подчёркивает, что Таинства не имеют обратной силы, и напоминает об ответственности супругов перед Богом за распад семьи без уважительной причины.
Священник Михаил Самохин отмечает, что развод для христианина не означает возвращения добрачной свободы:
«Необходимо не «развенчание», а повторный брак. Не свобода, а снова семья, малая церковь».
Протоиерей Андрей Ефанов говорит, что развенчание церковного брака – это народная выдумка. Такого понятия вообще нет в церковной жизни. Отец Андрей напоминает, что в некоторых случаях разведённые христиане могут получить церковное благословение на второе венчание в епархии по месту жительства.
Вот что о невозможности «развенчания» говорит протоиерей Владимир Воробьёв:
«Церковные Таинства созидают жизнь, но среди них нет ни одного, призванного разрушить ее. Венчание – это не договор, который можно расторгнуть в любое время. Природа Таинства совершенно иная».
Протоиерей Андрей Ткачёв также видит в желании «развенчаться» легкомысленное отношение к Таинству:
«Венчание превращено нами просто в красивую церемонию… И через год приходим и говорим: «Надо бы развестись и развенчаться». Венчание — это слишком серьезная вещь для того, чтобы вот так с ним баловаться».
Другие поводы для развода
Мирские причины расторжения церковного брака, такие как плохие отношения с родственниками, неспособность супругов обеспечивать семью или несходство характеров не являются достаточными поводами для расторжения брака церковью.
По византийскому праву, прелюбодеяние (измена) переставало быть причиной для развода, если в нём виновны обе стороны, если стороны простили друг друга или пропустили пятилетний срок для подачи жалобы.
Благословение на второй брак получит тот из супругов, кто неповинен в распаде семьи. Лица, по вине которых произошло расторжение брака, могут венчаться повторно только в случае покаяния и выполнения епитимии (пост, паломничество, милостыня и т.п.). В случае третьего брака срок епитимии увеличивается в соответствии с каноническими правилами.
Что нужно, чтобы развенчаться в церкви
Что нужно чтобы развенчаться в церкви? Четкий план действий расписать нельзя, поскольку как таковой отдельной процедуры, предусматривающей развенчание брака, не существует. Кроме того, каждый обряд сугубо индивидуален и оригинален. Многие священнослужители и вовсе отрицают признание данной процедуры, поскольку считается, что брак, заключенный на небесах самый крепкий и нерушимый.
Однако на деле это совсем не так. Многие пары, не до конца осознавшие всю серьезность и ответственность обряда таинства, желают развестись и на небесах. Однако это невозможно. Возможно лишь создание новых уз, которое как бы и предполагает разрыв старых. Многие пары после официального документного развода и не задумываются о том, что их брак продолжает существовать. Однако особо верующие очень озадачены данным вопросом. Итак, что делать?
Как оформить церковный развод
Церковный развод понятие сугубо индивидуальное. Поскольку оно не содержит определения и законодательного закрепления. Кроме того, на вопрос о том, как его оформить, не все священнослужители могут дать ответ.
Такое расторжение брака является необходимостью только для истинно верующих людей. Поскольку законодательством страны не установлена его необходимость, ровно как и необходимость в венчании. Это делается для души, для своего успокоения.
Но в последнее время все больше супружеских пар стремятся осуществить обряд венчания по тому, что это является одной тенденцией. В связи с этим и появился церковный развод. Поскольку стремясь за модой, молодые пары не задумываются обо всей ответственности и серьезности. Впрочем, тоже самое можно сказать и об официальных браках, зарегистрированных в ЗАГСе.
Процедура развенчания
Стоит сразу отметить, что никакого влияния на официальный статус процедура не окажет, и её прохождение необязательно. Развод без развенчания всё равно избавляет от законных обязательств перед супругом
Однако, это не делает её менее важной для людей верующих, и её проведение в первую очередь необходимо, если один из супругов предполагает, что затем будет венчаться вновь. Если же люди венчались ранее, но большого значения этому не придают, то и выполнять обратную процедуру после развода необходимости нет
Перед проведением самого обряда нужно будет составить и подать прошение, а затем поговорить со священником, объяснив ему причины, по которым это необходимо. Если оно будет удовлетворено, выдаётся разрешение на повторное венчание.
Подытоживая, этапы процедуры таковы:
- подготовка документов;
- подача прошения с просьбой и причинами в епархию;
- беседа с архиереем.
Все эти этапы достойны отдельного рассмотрения – ведь стоит заранее понимать, как составляется прошение, какие документы готовить, как подавать, наконец, быть готовым к беседе со священником.
Можно ли развенчаться в церкви после развода?
Бог задумал союз мужчины и женщины вечным. Венчание – это особый обряд. Любящая пара получает благословение на совместную жизнь, воспитание детей и преодоление жизненных неурядиц.
К церковному бракосочетанию следует подходить со всей ответственностью. У христиан не должно быть разводов – это решение супругов не приветствуется ни в одной конфессии.
В христианстве, а в частности в православной церкви, не существует понятия «церковный развод» или «развенчание». Но что же делать, если брак распался?
Церковный развод – есть ли такое понятие
Несмотря на порицание разводящихся пар, при некоторых причинах церковь может пойти на снисхождение и разрешить вступление в брак повторно. Неодобрения при вторичном венчании не встречают только в одном случае – если первый супруг умер. Но даже в такой ситуации в православной церкви допускается участие в венчании не более трех раз.
В некоторых случаях разрешается вступление в повторный брак. Возможные основания для развода в православии:
- смена вероисповедания одним из супругов;
- вступление вторым супругом в новый брак;
- выявление проказы, ВИЧ-инфекции или сифилиса;
- противоестественные занятия супруга – мастурбация, скотоложство, гомосексуализм;
- покушение на жизнь или здоровье членов семьи;
- неспособность к рождению детей;
- вступление в брак против воли;
- венчание при наличии законного супруга;
- аборт;
- грех прелюбодеяния (измена мужа или жены);
- отбывание тюремного срока;
- неизлечимая болезнь психологического характера (в том числе наркологические заболевания);
- намеренное оставление одного из супругов.
Как можно доказать наличие основания? Как правило, перед вторым венчанием происходит таинство исповеди и беседа, где священнослужитель непременно задаст вопрос о причине развода.
Так, например, в византийском праве измена не считалась веской причиной для расторжения брака. При этом должно было соблюдаться одно условие – в неверности виновны обе стороны и супруги обоюдно простили друг друга.
А вот Библия гласит, что прелюбодеяние – это единственная веская причина для развода (от Матфея 5:31-32). Однако благословение священнослужителя на повторный брак сможет получить только тот, кто не был замешан и не виноват в измене.
Процедypa развенчания церковного брака
Как уже было сказано выше, конкретной процедуры расторжения брака в церкви не существует, церковь может лишь благословить человека на повторный брак, здесь и далее это мы и будем называть развенчанием.
Православная церковь допускает повторное венчание людей, уже бывших в браке, и для этого необходимо будет обратиться в Епархиальное управление. Итак, как правильно развенчаться?
- На имя архиерея необходимо подать прошение, приложить необходимые документы и ждать ответа.
- Вам предстоит пройти собеседование со священником, который пожелает узнать причины, подтолкнувшие вас к разводу. Помните о том, что в случае, если причина не является уважительной для церкви, то вам могут отказать в повторном венчании.
- Если же вы получите благословение, то можете повторно обвенчаться в любом выбранном вами храме.