Инвентаризация обязательств в бюджетном учреждении в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентаризация обязательств в бюджетном учреждении в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно п. 3 ст. 11 Закону о бухучете экономический субъект самостоятельно определяет случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Особенности проведения инвентаризации в конкретной организации, как правило, раскрывают в составе учетной политики.

Инвентаризационная комиссия

Для обязательного проведения инвентаризации создается инвентаризационная комиссия экономического субъекта. При большом объеме работ для одновременного обязательного проведения инвентаризации всех объектов могут создаваться несколько инвентаризационных комиссий. Распределение обязанностей между такими комиссиями и порядок их взаимодействия устанавливаются руководителем экономического субъекта.

Обратите внимание:

Не допускается включение в состав инвентаризационной комиссии лиц, на которых возложена материальная ответственность за объекты, проверяемые этой комиссией.

Допускается не создавать инвентаризационную комиссию для обязательного проведения инвентаризации в следующих случаях:

  • если работниками экономического субъекта являются только руководитель и главный бухгалтер (бухгалтер) либо только руководитель;

  • если экономический субъект заключает договор об оказании услуг по проведению инвентаризации с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором;

  • если инвентаризация проводится ревизионной комиссией экономического субъекта при условии, что его уставом предусмотрено создание такого органа, а также уставом либо иными документами экономического субъекта на этот орган возложены полномочия по проведению инвентаризации.

Последствия непроведения инвентаризации

Наказание за непроведение инвентаризации законодательством не предусмотрено. Однако, если организация не провела инвентаризацию при составлении годовой отчетности, то налоговый орган может посчитать такую отчетность недостоверной и привлечь организацию к административной ответственности по п. 1 ст. 120 НК с наложением штрафа в размере 10 000 руб. Руководителя и главного бухгалтера также могут наказать штрафом в размере от 5 000 до 10 000 руб. за грубое нарушение требований к бухучету и бухгалтерской отчетности (ч. 1 ст. 15.11 КоАП).

Кроме того, без проведения инвентаризации организация не сможет:

  • получить положительное аудиторское заключение;
  • своевременно устранить ошибки в бухгалтерском и налоговом учете.

Что нового в стандарте

  • Изменена структура нормативного регулирования инвентаризации;
  • установлены общие требования к инвентаризации;
  • уточнена терминология — введены новые термины и дано определение таким понятиям, как объекты инвентаризации, результаты инвентаризации, квалификация результатов инвентаризации, фактическое наличие объектов инвентаризации, документы инвентаризации, срок проведения инвентаризации, материально ответственные лица;
  • актуализированы способы определения фактического наличия объектов инвентаризации;
  • обновлены требования к документированию инвентаризации;
  • уточнен порядок оценки результатов инвентаризации;
  • упорядочено признание результатов инвентаризации;
  • описаны упрощенные способы проведения инвентаризации.

Инвентаризация показателей расчетов (дебиторской задолженности и обязательств) в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Согласно письму Минфина России от 07.06.2023 № 02-06-07/52435 «О требованиях к аналитическому учету расчетов (дебиторской задолженности и обязательств)»: «В целях приведения аналитического учета расчетов в соответствие с указанными требованиями, выявления просроченной задолженности и факторов, влияющих на ее образование, а также раскрытия достоверной информации в полугодовой отчетности, субъектам учета необходимо обеспечить проведение инвентаризации показателей расчетов (дебиторской задолженности и обязательств). … Субъекты учета, передавшие в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по ведению бухгалтерского учета уполномоченной организации (централизованной бухгалтерии), обеспечивают передачу результатов инвентаризации расчетов (дебиторской задолженности и обязательств) в уполномоченную организацию (централизованную бухгалтерию) до завершения отчетного периода (до 1 июля 2023 года) в целях внесения необходимых показателей (в частности правовых оснований и сроков исполнения) в регистры бухгалтерского учета».

Читайте также:  Штраф за проезд железнодорожного переезда на красный

Таким образом, среди целей инвентаризации показателей расчетов (дебиторской задолженности и обязательств) по состоянию на 01.07.2023 можно выделить следующие:

  • приведение аналитического учета расчетов в соответствии с требованиями Инструкции № 157н;

  • выявление просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;

  • внесение необходимых показателей в регистры бухгалтерского учета (учетные регистры).

В БГУ2 результаты инвентаризации расчетов регистрируются документами инвентаризации расчетов (раздел Учет и отчетность – Инвентаризация):

  • Инвентаризация расчетов с контрагентами (ф. 0504089 «Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами»);

  • Инвентаризация расчетов по поступлениям (ф. 0504091 «Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям»).

Подготовка к проведению инвентаризации

Подготовка к проведению инвентаризации обязательств в бюджетном учреждении в 2024 году играет важную роль для успешного проведения данной процедуры. В этом разделе описывается основной порядок подготовки и необходимые шаги для проведения инвентаризации.

Первым шагом необходимо ознакомиться с законодательством, регулирующим проведение инвентаризации в бюджетных учреждениях. Это позволит правильно организовать процесс и избежать ошибок.

Далее следует составить перечень обязательств, подлежащих инвентаризации. Важно учесть все основные категории обязательств, такие как кредиты, займы, задолженности по долговым обязательствам и прочие.

После составления перечня требуется провести предварительную проверку документации, связанной с данными обязательствами. Необходимо убедиться в полноте и достоверности представленной информации.

Дополнительно, перед проведением инвентаризации, важно осуществить оценку стоимости обязательств, а также при необходимости — провести непрерывный аудит для подтверждения подлинности данных.

Что нового в стандарте

  • Изменена структура нормативного регулирования инвентаризации;
  • установлены общие требования к инвентаризации;
  • уточнена терминология — введены новые термины и дано определение таким понятиям, как объекты инвентаризации, результаты инвентаризации, квалификация результатов инвентаризации, фактическое наличие объектов инвентаризации, документы инвентаризации, срок проведения инвентаризации, материально ответственные лица;
  • актуализированы способы определения фактического наличия объектов инвентаризации;
  • обновлены требования к документированию инвентаризации;
  • уточнен порядок оценки результатов инвентаризации;
  • упорядочено признание результатов инвентаризации;
  • описаны упрощенные способы проведения инвентаризации.

Ответственность за неправильное оформление инвентаризации

Основной ответственностью за правильное оформление инвентаризации обычно является главный бухгалтер или ответственный сотрудник в бюджетном учреждении. Они должны быть хорошо ознакомлены с требованиями и правилами, установленными законодательством страны.

Неправильное оформление инвентаризации может привести к следующим последствиям:

1. Правовые последствия. Нарушения в оформлении инвентаризации могут привести к юридическим последствиям для бюджетного учреждения. Это может включать штрафные санкции, административные наказания или даже судебные разбирательства.

2. Финансовые потери. Неправильное оформление инвентаризации может привести к финансовым потерям для бюджетного учреждения. Ошибки в учете и списание объектов неправильно могут отразиться на финансовом состоянии учреждения.

3. Потеря доверия. Неправильное оформление инвентаризации может привести к потере доверия со стороны государственных органов или контролирующих инстанций. Это может повлиять на репутацию бюджетного учреждения и создать трудности в будущем с получением государственных средств или других поддержек.

Для предотвращения неправильного оформления инвентаризации следует принять следующие рекомендации:

1. Обучение персонала. Проведение обучения и тренингов по правильному оформлению инвентаризации для сотрудников, ответственных за данный процесс.

2. Установление четких процедур. Разработка и установление четких процедур оформления инвентаризации, включая правила заполнения документов и учета объектов.

3. Проверка и контроль. Регулярная проверка и контроль правильности оформления инвентаризации, чтобы выявить и исправить возможные ошибки или нарушения.

4. Соответствие законодательству. Важно учитывать все требования и правила, установленные законодательством, при оформлении инвентаризации. Необходимо быть внимательным к изменениям в законодательстве и актуализировать процедуры соответствующим образом.

Обратите внимание на ответственность за правильное оформление инвентаризации и примените рекомендации, чтобы избежать непредвиденных последствий и обеспечить точность и надежность процесса инвентаризации в бюджетном учреждении.

Читайте также:  Региональный капитал за 3 ребенка Ростовская обл в 2024 году

Издание приказа о проведении инвентаризации

Процедура инвентаризации кассы организации начинается с издания ее руководителем приказа о проведении инвентаризационного мероприятия. Для этого можно использовать как самостоятельно разработанную и утвержденную организацией форму приказа, так и унифицированную форму № ИНВ-22, утв. постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.

Решение об использовании самостоятельно разработанных или унифицированных форм документов необходимо зафиксировать в учетной политике организации. В любом случае такой приказ должен содержать следующую информацию:

  • дату начала и дату окончания инвентаризации;
  • место проведения инвентаризации;
  • участки и объекты, подлежащие проверке;
  • причину, по которой проводится инвентаризация (смена кассира, составление годовой бухотчетности, контрольное мероприятие и т.д.);
  • состав инвентаризационной комиссии и ее председатель;
  • срок сдачи в бухгалтерию материалов по инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризации в 2024 году

Для обеспечения эффективного учета и контроля объектов основных средств в казенном учреждении и проведения инвентаризации в 2024 году необходимо следовать определенному порядку:

  1. Подготовка к инвентаризации:
  • Создание рабочей группы, ответственной за проведение инвентаризации;
  • Назначение руководителя группы;
  • Ознакомление сотрудников с правилами и процедурами инвентаризации;
  • Уточнение перечня объектов основных средств, подлежащих учету.
  • Подготовка документации:
    • Разработка плана инвентаризации;
    • Оформление приказа о проведении инвентаризации;
    • Составление актов описи имущества;
    • Составление актов сверки бухгалтерских данных с фактическим наличием объектов.
  • Проведение инвентаризации:
    • Обеспечение доступа к объектам основных средств;
    • Осуществление физического учета имущества;
    • Фиксация всех изменений, выявленных при инвентаризации;
    • Заполнение актов описи и сверки данных.
  • Анализ результатов инвентаризации:
    • Проверка соответствия фактического наличия объектов данным учета;
    • Выявление и учет обнаруженных расхождений;
    • Составление отчета о результатах инвентаризации;
    • Принятие мер по устранению выявленных проблем.

    Проведение инвентаризации основных средств в 2024 году является задачей ответственных сотрудников, назначенных руководством казенного учреждения. Безопасность, аккуратность и точность при проведении инвентаризации имеют большое значение для поддержания надлежащего учета и транспарентности деятельности организации.

    Как заполнить решение о проведении инвентаризации

    Далее разберемся, как заполнить Решение о проведении инвентаризации.

    Начать лучше с внесения номера и даты документа. Дата указывается в двух местах: в основной части и таблице кодов.

    Далее заполняются реквизиты: указывается наименование учреждения, обособленного подразделения и структурного подразделения. В таблице справа указываются их коды. Нужно также обязательно указать учредителя и наименование бюджета. В таблицу внести данные о Главе по БК и ОКТМО.

    Теперь заполним следующее поле, в котором нужно указать основание или цель проведения инвентаризации. Это может быть одна из причин: годовая отчетность, смена материально ответственного лица, выявление факта порчи или хищения имущества, чрезвычайная ситуация и т. д.

    В поле «Акт» нужно внести наименование, номер и дату разработанного в учреждении Положения о проведении инвентаризации или другого документа в соответствии со справочником правовых актов учреждения.

    Необходимые документы и формы для оформления инвентаризации

    Для проведения инвентаризации в бюджетном учреждении в 2024 году необходимо предоставить следующие документы:

    1. Список основных средств, имущества и оборудования учреждения
    2. Акт о приеме и передаче основных средств, имущества и оборудования
    3. Отчет о движении и использовании основных средств, имущества и оборудования
    4. Заверенные копии документов, подтверждающих право собственности или пользования имуществом
    5. Протоколы проверки наличия основных средств, имущества и оборудования

    Документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства и содержать полную и достоверную информацию о каждом объекте инвентаризации.

    Для удобства работы с документами и ведения инвентаризационного учета рекомендуется использовать специальные формы:

    • Форма акта о приеме и передаче основных средств, имущества и оборудования
    • Форма отчета о движении и использовании основных средств, имущества и оборудования
    • Форма протокола проверки наличия основных средств, имущества и оборудования

    Такое оформление позволит упростить процесс инвентаризации, обеспечить единообразие документов и уменьшить возможность ошибок при заполнении.

    Читайте также:  Развод с 2 маленькими детьми какие документы

    Результаты инвентаризации

    Результаты инвентаризации Способ оценки Способ признания

    Излишки объектов инвентаризации

    Справедливая стоимость/Балансовая стоимость/Балансовая стоимость аналогичных активов

    Относится на доходы экономического субъекта

    Недостача активов, включая испорченные (поврежденные) активы

    Балансовая стоимость активов

    Относится на виновных и (или) иных лиц (при наличии оснований для ее возмещения, в том числе намерения экономического субъекта предъявить требование такого возмещения) или на расходы экономического субъекта (при отсутствии оснований для ее возмещения) с особенностями признания недостач активов, для которых экономическим субъектом установлены нормы естественной убыли (пункт 14 ФСБУ 28/2023)

    Возможность получения экономических выгод от использования или продажи испорченных активов

    Сумма обесценения активов определяется в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета соответствующих объектов бухгалтерского учета

    Стоимость активов корректируется на сумму их обесценения

    Пересортица активов

    Балансовая стоимость активов

    Зачет допускается в исключительных случаях за один и тот же период, у одного и того же материально ответственного лица, в отношении активов одного и того же наименования и в тождественных количествах.

    Остающаяся после зачета разница отражается аналогично недостачам

    Наличие оснований для возмещения недостачи активов экономическому субъекту, для признания дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной, для списания обязательств, для доначисления или досписания иных объектов бухгалтерского учета

    Расхождения в суммах оценочных обязательств, отложенных налоговых активов и обязательств – в суммах, подтвержденных соответствующими расчетами/
    расхождения в суммах дебиторской задолженности и обязательств – в суммах, вытекающих из документов, подтверждающих эти задолженности, обязательства и признаваемых правильными экономическим субъектом

    Списываются (досписываются) или доначисляются в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета соответствующих объектов бухгалтерского учета

    Общий порядок проведения инвентаризации кассы

    Под инвентаризацией кассы понимают контрольное мероприятие, в рамках которого посредством пересчета проверяется и документально подтверждается наличие и количество денежных средств, хранящихся в кассе организации. Инвентаризация всегда преследует следующие цели:

    • выявление фактического наличия денег в кассе;
    • сопоставление фактического наличия денег с данными бухгалтерского учета;
    • проверка полноты отражения выявленных денег в учете.

    Количество инвентаризаций в текущем году, их продолжительность, порядок и дату их проведения самостоятельно определяет руководитель организации. При этом он должен соблюдать общий порядок инвентаризации, установленный Методическими указаниями Минфина, утв. приказом от 13.06.1995 № 49.

    Инвентаризация кассы может проводиться как в обязательном порядке, так и по усмотрению руководства организации. В последнем случае основания и периодичность инвентаризаций определяет сама организация. Случаи же обязательной инвентаризации кассы установлены в п. 27 положения по ведению бухучета, утв. приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н. Так, в обязательном порядке инвентаризация кассы должна проводиться:

    • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
    • при смене материально ответственных лиц (кассиров);
    • при выявлении фактов хищения из кассы;
    • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
    • при реорганизации или ликвидации организации.

    Когда (в каких ситуациях) проводится инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении

    Инвентаризация в бюджетных учреждениях предполагает проведение проверки финансовых и других его обязательств (Приказ Минфина РФ от 25.03.2011г. № 33н; Приказ Министерства финансов РФ от 31.12.2016г. № 256н) при следующих обстоятельствах:

    • Когда происходит смена лиц, на которых возложена материальная ответственность.
    • Согласно порядка, установленного учетной политикой субъекта.
    • После произошедшего стихийного бедствия, аварии, пожара и других чрезвычайных ситуаций.
    • Когда были установлены факты хищения, злонамеренной порчи имущества бюджетной организации, должностных злоупотреблений.
    • Когда происходи передача (либо обратное – возврат) объектов бухгалтерского учета в управление, хранение, безвозмездное пользование, аренду, при продаже, выкупе и т.д.
    • При подготовке отчетности за отчетный год;
    • Когда происходит ликвидация или реорганизация бюджетного учреждения.
    • В иных ситуациях, которые предусмотрены действующим законодательством РФ.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *