Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за перевозку пассажиров без лицензии такси в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки – 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ. Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…».
Штраф за установку «шашек» такси
Незаконная установка отличительных знаков такси (фонаря на крыше автомобиля и наклеек в виде шашек) является нарушением, речь о котором идет в статье 12.4 КоАП:
2. Установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид», —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
3. Незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей.
Размеры штрафов в данном случае:
- за незаконную установку фонаря — 5 000 рублей с конфискацией.
- за незаконное использование наклеек такси — 5 000 рублей.
Штраф за неразмещение обязательной информации
Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом говорят о том, что в автомобиле такси должна быть размещена следующая информация:
117. На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:
а) полное или краткое наименование фрахтовщика;
б) условия оплаты за пользование легковым такси;
в) визитная карточка водителя с фотографией;
г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Статья 11.141 КоАП:
1. Отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.
За отсутствие обязательной информации на водителя может быть наложен штраф в размере 1 000 рублей.
Размеры штрафа за перевозку людей без лицензии
Если в автомобиле более 8 посадочных мест (не считая водительского), то за перевозку без лицензии штрафуют на гораздо большие суммы, по другой статьей КоАП РФ, 14.1.2.
Нарушение |
Наказание |
|||
Гражданин |
Должностное лицо |
Индивидуальный предприниматель |
Юрлицо |
|
Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии |
Штраф – 50 000 руб. |
Штраф — 50 000 руб. |
Штраф – 100 000 руб. |
Штраф – 400 000 руб. |
Работа в такси без лицензии или разрешения
То есть, штраф в 5 000 рублей взыскивают, если разрешение было выдано, но на момент проверки у водителя при себе его не оказалось. Если же разрешение на такси вообще не оформлялось, потому что у водителя нет статуса ИП (или учредителя ООО), то санкция за такое правонарушение указана в статье ст. 14.1 КоАП РФ. Она предусматривает не только штраф от 2 000 до 2 500 рублей, но и возможную конфискацию орудия производства, в данном случае автомобиля. Такое мнение высказано в Обзоре судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2013 года.
Контроль за деятельностью такси возложен на сотрудников полиции и госорганов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
Что же делать, если вас остановили во время рейда, вы везёте пассажиров, но разрешение на перевозку оформить ещё не успели?
В первую очередь, необходимо сохранять спокойствие — в Российской Федерации действует презумпция невиновности, и то, что вы перевозите пассажиров именно в коммерческих целях, сотрудникам полиции нужно будет ещё доказать.
Как правило, жертвами рейдов становятся автомобили, наиболее часто использующиеся в такси — это модели Hyundai Solaris, Kia Rio, VW Polo и Skoda Rapid (преимущественно белого цвета, но без опознавательных знаков такси) для эконом-класса, и Kia Optima/К5, Skoda Oсtavia и Hyundai Sonata для класса Комфорт/К+.
Если у вас такой автомобиль — вы в зоне риска. Таким образом, чтобы минимизировать риск быть остановленным в результате рейда, ваш автомобиль не должен принадлежать к указанному списку.
Так же логично, что если вы арендовали автомобиль в бренде у таксопарка, но не удостоверились в наличии разрешения и страховки такси на него — вы станете лёгкой жертвой такого рейда.
В первую очередь, что делают сотрудники транспортной полиции во время рейда при остановке автомобиля «подозреваемого» — заглядывают внутрь через открытое водителем стекло для передачи документов инспектору ГИБДД, и спрашивают сидящих сзади пассажиров: «Это такси?». Если пассажиры дают утвердительный ответ, ваша участь решена — это штраф для вас и штрафстоянка для вашего автомобиль на срок вынесения по вам судебного решения.
Влияние штрафов на работу таксистов
Штрафы за незаконную перевозку пассажиров могут оказать значительное влияние на работу таксистов в 2024 году. С одной стороны, это мера, направленная на борьбу с нелегальными такси и защиту прав пассажиров. С другой стороны, такие штрафы могут вызвать серьезные финансовые потери для многих водителей и ограничить возможности работы без лицензии.
Реализация штрафов за такси без лицензии может привести к возникновению новых трудностей для такси-водителей. Водители, не имеющие лицензии, могут столкнуться с ограничениями в предоставлении услуг, а также с высоким риском попасть в долговую яму из-за штрафов. Более того, такие штрафы могут повлечь за собой рост стоимости проезда на такси, что может отпугнуть клиентов и негативно сказаться на доходах водителей.
Однако, влияние штрафов на работу таксистов может быть двойственным. Водители, работающие с лицензией и имеющие соответствующее образование и опыт, могут скользить по льду, сокращая потенциальную конкуренцию и привлекая больше клиентов, которые ставят на первое место безопасность и законность. Такие штрафы также стимулируют развитие законного такси, что может косвенно положительно сказаться на работе таксистов с лицензией.
Что указывается в лицензии на такси
Утвержденная форма разрешения отсутствует, и в каждом российском регионе свой бланк, однако с обязательным указанием в нем:
• уполномоченного органа, выдавшего лицензию;
• наименования юридического лица (ИП), его адреса;
• Ф.И.О. предпринимателя, данных паспорта, адреса;
• данных о машине, которая будет использоваться в качестве такси, с указанием ее марки, модели, регистрационного знака;
• срока, на который выдано разрешение;
• номера лицензии;
• даты выдачи.
В любой момент инспектор ГИБДД или пассажир могут потребовать от водителя предъявить лицензию, поэтому ее нахождение у таксиста обязательно. Если инспектор потребует показать лицензию, а ее не окажется, таксисту выпишут административное взыскание за незаконную перевозку.
Каким требованиям должно отвечать такси и водитель в 2021 году
Такси должно выпускаться к перевозке людей при наличии:
• «шашек» на кузове;
• таксометра (когда оплата берется в зависимости от расстояния или времени);
• фонаря на крыше;
• определенного цвета, который предусмотрен для такси региона или фирмы.
• информации о водителе (его Ф.И.О, его фото), условиях внесения оплаты, перевозчике и контролирующих органах.
К работе в такси должны допускаться водители с опытом вождения от 3-х лет.
Юридические лица и ИП должны:
• обеспечивать ремонт и техобслуживание машин, используемых в такси;
• проверять их исправность перед выездом на линию, о чем механики ставят отметку в путевом листе;
• проводить предрейсовый медосмотр, о чем врач ставит отметку в путевом листе.
Порядок назначения штрафа за перевозку пассажиров без лицензии
Водители такси достаточно часто проверяются сотрудниками ГИБДД на дороге. Проверяют наличие документов, в том числе разрешения на работу такси.
Кроме сотрудников ГИБДД правом проверять водителей и перевозчиков наделены государственные транспортные инспекторы — должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов (Ространснадзор).
Рейды проводятся регулярно и часто бывают совместными.
Если проверяющий обнаружил нарушение и начал составлять протокол, водитель вправе
— вносить в него свои пояснения и (или) возражения,
— вносить в протокол ходатайства (например, о рассмотрении дела по месту жительства).
Обычно протокол составляется сразу, но если приходится искать паспортные данные владельца, то в течение 2 суток с момента выявления нарушения (ст. 28.5 КоАП РФ).
Для агрегаторов такси прописаны штрафы: какие меры направлены на защиту пассажиров
Агрегаторов такси будут штрафовать за различные нарушения. Например, за передачу заказа машины водителю, у которого нет разрешения на работу в такси. Соответствующий законопроект приняла в первом чтении Госдума.
Защитят ли эти поправки пассажиров такого транспорта?
Если агрегатор передаст заказ таксисту, который не имеет разрешения на такую работу, его оштрафуют. / Сергей Куксин
Напомним, что такси — один из самых аварийных видов транспорта. По данным Российского союза автостраховщиков только 12 процентов таксистов ездят безаварийно. В то же время зачастую агрегаторы не всегда следят за безопасностью перевозок пассажиров.
В результате на заказ такси через мобильное приложение может приехать совсем не тот водитель, который был указан в приложении. И этот водитель вполне может оказаться без разрешения на работу в такси.
Казалось бы, ничего страшного в этом нет. Пассажиру надо ехать, а кто его повезет — какая разница. Однако, это вопрос его безопасности.
Кто будет отвечать перед ним в случае, если подменный таксист попадет в аварию?
Еще в прошлом году был принят закон о такси, который вступит в силу 1 сентября этого года. В нем, в частности, прописаны и обязанности служб заказа такси. То есть тех самых агрегаторов.
Но за нарушение новых требований закона пока ответственность не установлена.
Именно этот пробел и решили устранить депутаты. Они предлагают внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях.
А именно, дополнить КоАП новыми статьями 13.41 и14.1.4. Первая предусматривает ответственность за нарушение порядка обработки информации о заказе легкового такси. В том числе за передачу заказа лицам, не получившим разрешений на осуществление деятельности по перевозке такси.
Вторая — за осуществление деятельности службой заказа такси без подачи извещения о начале этой деятельности.
В качестве санкций законопроектом предусматриваются штрафы в размере от 1 до 5 тысяч рублей для граждан, от 3 до 50 тысяч рублей — для должностных лиц и от 5 до 500 тысяч рублей для юридических лиц. Проект предполагает, что службы заказа такси понесут усиленную ответственность в случае повторной в течение года передачи заказа тому, у кого нет разрешения на работу такси.
Проектом предлагается установить, что рассматривать такие дела будут суды. А составлять протоколы — сотрудники полиции и должностные лица региональных властей, которые занимаются надзором за деятельностью по перевозке легковым такси.
Проект предусматривает штрафы от 1 до 5 тысяч рублей для граждан, от 3 до 50 тысяч рублей для должностных лиц и от 5 до 500 тысяч рублей для юрлиц
Впрочем, как пояснил член Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Александр Тетердинко, ко второму чтению законопроект придется сильно доработать. Поэтому приняли его как концепцию.
Потребуется привести формулировки проекта в соответствие с законом о такси. А также разграничить в КоАП ответственность. Отдельно — за нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Отдельно — за нарушение требований, предъявляемых к перевозчику легковыми такси.
И еще отдельно — за нарушение требований к деятельности служб заказа легкового такси.
Как считает руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швагерус, после принятия закона о такси логично создание правового поля для такси. Но пока принимать поправки в КоАП преждевременно. Сначала каждый субъект Федерации должен принять новые правовые акты.
Создать новую систему. Без технологических условий применение таких норм невозможно. Пока не создано реестров, штрафовать можно любого водителя такси. В результате принятия таких поправок агрегаторы окажутся в ловушке.
Когда регионального законодательства еще нет, а штрафы уже выписывают.
Правозащитник в сфере легкового такси Елена Гращенкова считает иначе. Она усматривает в данном законопроекте лоббирование интересов агрегаторов и создание условий для безнаказанных злоупотреблений. Очень маленькие штрафы в сравнении со сверхдоходами агрегаторов.
Они не мотивируют к добросовестному исполнению закона.
— Мы знаем это из опыта Роспотребнадзора, который несколько лет регулярно штрафует агрегаторов на 100 тысяч рублей за ввод потребителя в заблуждение. Однако ввод в заблуждение никуда не делся,- говорит Елена Гращенкова. — Потребителям по-прежнему показывают в приложении реквизиты «подключашек» под видом официальных перевозчиков, а в лицензионном соглашении по-прежнему присутствует пункт о якобы безответственности агрегатора перед пассажиром. Именно этот обман и является главным предметом постоянных судебных разбирательств. Не очень позитивный опыт Роспотребнадзора говорит нам прямо, что копеечные штрафы абсолютно бесполезны. Штрафы для юридических лиц должны исчисляться миллионами рублей.
А в случае тяжких последствий — уголовным преследованием.
Впрочем, как изменится проект поправок ко второму чтению, пока неизвестно.
Вчера же Совет Федерации утвердил поправки в Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков. Согласно им таксистам придется страховать не только ОСАГО, но и свою ответственность перед пассажирами.
Обязательное страхование перевозчика предусматривает выплаты пассажиру до 2 миллионов рублей, если он получит травму при поездке. Причем выплата должна производиться независимо от того, будет ли виноват в аварии с такси сам таксист или кто-либо еще.
Согласно предварительным расчетам Всероссийского союза страховщиков, новый вид страхования обойдется в 56 копеек на каждую поездку. А стоимость полиса обязательного страхования ответственности владельца такси перед пассажирами составит около 2,5-3 тысяч рублей в год.
Впрочем, вступят в силу эти поправки только с 1 сентября 2024 года.
Что делать, если не оплатили поездку в такси
Во время поездки в такси может возникнуть ситуация, когда по какой-то причине вы не оплатили ее. Это может быть случайным или намеренным действием. В любом случае необходимо соблюдать правила и выполнять определенные действия.
1. Если вы случайно не оплатили поездку в такси:
- Сразу обратитесь к водителю и договоритесь об оплате
- Если вы уже ушли от водителя, свяжитесь с компанией такси и объясните ситуацию. Возможно, водитель сообщил о невозможности получить оплату и просил помощи у компании.
2. Если вы намеренно ушли без оплаты поездки в такси:
- Такое действие является правонарушением и может повлечь за собой административную ответственность.
- Если водитель обратился в полицию, вы можете ожидать штрафа и возможного ареста.
- Лучше вернуться и договориться о выплате задолженности. Во избежание конфликтов необходимо сохранять спокойствие и проявлять уважение к другим людям.
Оплатить поездку в такси должен каждый пассажир в соответствии с действующими правилами и законодательством. Несоблюдение этих требований может привести к негативным последствиям, а также повлиять на отношения со всеми участниками происшествия.
Штраф за отсутствие п/л для ИП и Юридического лица
Согласно нормативу об административном правонарушении по ст. 12.31.1. КоАП РФ Юрлица и ИП несут одинаковую ответственность. Хотя доходы крупной транспортной компании и небольшого индивидуального предприятия несравнимы. Штрафы за езду без путевого листа больнее всего бьют по карману малого бизнеса. Чем меньше зарабатываете, тем тщательнее надо выполнять требования российского законодательства.
Организации — юридические лица, казалось бы более подготовлены. Возможностей следовать нормативам РФ у них гораздо больше. Как правило:
- Штат сотрудников укомплектован специалистами, согласно требуемой квалификации.
- Налажен Бухгалтерский учет путевых листов.
- Фиксируются расходы на ГСМ.
- Ведется рабочий график водителей.
- Имеется свой персонал медиков и пр.
Но при проверке находят нарушения, которые выливаются в штрафные санкции. Неправильно оформленные п/л или их отсутствие обернутся миллионными потерями. Это не только увеличение налогооблагаемой суммы. Возможны штрафы при отсутствии медицинского или технического осмотра, умноженные на количество водителей. В судебной практике подобные случаи уже зафиксированы.
Штраф за неправильный путевой лист
Во время аудита в транспортной компании могут выявить п/л с неправильным оформлением. Когда ошибки касаются расхода топлива или указания маршрута, документ могут признать недействительным. Налог на прибыль увеличится в разы.
При отсутствии записи медика, автомеханика-контролера штрафные санкции возлагаются не только на организацию, но и должностных лиц за ст. 12.31.1. КоАП.
Вид административного правонарушения | Штраф на Граждан | Штраф на Должн. лица | Штраф на Юрлицо (ИП) |
Не соответствие требуемой квалификации ответственных сотрудников (часть 1) | — | 20 тыс. р. | 100 тыс. р. |
Отсутствие отметки о прохождении предрейсового медосмотра (часть 2) | 3 тыс. р. | 5 тыс. р. | 30 тыс. р. |
Отсутствие отметки контролера о предрейс. техосмотре ТС (часть 3) | 3 тыс. р. | 5 тыс. р. | 30 тыс. р. |
Кто платит штраф назначенный таксисту?
В ситуации, когда таксист является частником, не работает ни на одну из компаний, ответ на этот вопрос остается понятным и закономерным. Все штрафы оплачивает он сам, и ответственность за свои действия он также несет самостоятельно. Однако таких частников на улицах большинства городов страны становится все меньше. Тех же водителей, что работают на одну из компаний, предлагающих услуги такси, подобные вопросы интересуют самым живым образом. Кто должен платить за нарушения, особенно если человек работает не на собственном автомобиле, а на машине из таксопарка компании?
Согласно ст. 2.6.1 КоАП РФ , ответственность за все административные нарушения должен нести собственник автомобиля. То есть, в первую очередь все штрафы должны направляться именно в сторону таксопарка. Но это еще не все. Собственник автомобиля имеет возможность освободиться от ответственности, доказав, что за рулем был арендатор. Либо взыскать сумму, которую пришлось выплатить, с этого лица (ч.3 ст. 28.6, ФЗ 210).
При этом стоит иметь в виду, что нарушения одного и того же типа могут потребовать совершенно разных выплат со стороны юридических и физических лиц. Как правило, юрлицо платит значительно больше. Учитывая, что эта сумма может быть в дальнейшем взыскана с водителя, ему часто бывает целесообразнее принять штраф на себя изначально, ответив за нарушение как физлицо, если такая возможность у него имеется. Если можно доказать, что за рулем был именно арендатор, а не владелец, то это реально.
В стиуации, когда останавливает сотрудник ГИБДД, штраф оформляется на самого таксиста, ведь он подает собственные документы. Однако взыскания через камеры приходят изначально на собственника, это необходимо иметь в виду.
Есть ли скидка на штрафы таксисту?
На данный момент многие штрафы ГИБДД могут выплачиваться со скидкой в 50 процентов, если факт оплаты произойдет не позднее, чем через 20 дней после наложения взысканий. Штрафы, которые выписываются таксистам, тоже попадают под эту категорию. Но определенные исключения здесь присутствуют, и это стоит иметь в виду.
Так, скидки не будет, если нарушитель пойман в состоянии алкогольного опьянения. Также она не распространяется на случаи повторного наказания, если после первого штрафа человек ничего не исправил. И разумеется, что скидки не будет, если человек пропустил все сроки, предполагающие подобную возможность. И потому рекомендуется своевременно оплачивать все штрафы, не допускать грубых нарушений, и устранять все проблемы, которые возникают, своевременно, чтобы не попадаться с ними повторно, а в идеале — и в первый раз.
А что касается ситуаций с алкоголем, таксист обязан помнить, что он несет ответственность не только за себя, но и за своих пассажиров. Он находится на работе, и езда в состоянии алкогольного опьянения является для него совершенно непростительным фактом.
Сроки и условия получения лицензии такси на личный автомобиль
1. Соответствие требованиям транспортного законодательства:
Для получения лицензии такси на личный автомобиль необходимо соблюдение всех требований, установленных транспортным законодательством. Владелец автомобиля должен иметь водительское удостоверение категории «В» или выше, а также соответствовать возрастным ограничениям, определенным в законе.
2. Оплата государственной пошлины:
Рассмотрение заявки на получение лицензии такси на личный автомобиль является услугой, подлежащей оплате государственной пошлины. Размер пошлины может быть установлен в соответствии с законодательством о такси и может зависеть от региона или других факторов.
3. Прохождение специального обучения:
Владелец автомобиля, желающий получить лицензию такси на личный автомобиль, должен пройти специальное обучение. Обучение может включать в себя изучение правил и норм дорожного движения, особенностей работы таксиста, клиентоориентированности и технических навыков, связанных с предоставлением такси услуг.
4. Предоставление необходимых документов:
Для получения лицензии такси на личный автомобиль владелец должен предоставить следующие документы: копию водительского удостоверения, технический паспорт на автомобиль, страховку гражданской ответственности, а также документы, подтверждающие соответствие автомобиля требованиям безопасности и экологическим стандартам.
5. Заявка и решение комиссии:
После соблюдения всех условий и предоставления необходимых документов, владелец автомобиля может подать заявку на получение лицензии такси на личный автомобиль. Заявка будет рассмотрена специальной комиссией, которая принимает решение о выдаче лицензии или ее отказе.