Земельные споры 2024 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земельные споры 2024 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Основной причиной земельных споров в городах часто является нечеткое разграничение границ участков или их нарушение. Нередко такие конфликты возникают из-за постройки незаконных объектов на земельных участках. Во многих случаях, споры связаны с использованием земель для коммерческих целей или сменой предназначения участков без соответствующих разрешений.

Проблемы разделения земель

Одной из основных проблем разделения земель является ограниченность площади и конфликты интересов между различными сторонами. Нередко возникает ситуация, когда несколько субъектов претендуют на одну и ту же участок земли. Это может приводить к разногласиям, спорам и судебным процессам, что затрудняет процесс разделения.

Другой распространенной проблемой является определение целей и критериев разделения земель. В зависимости от различных потребностей и требований сторон, цель разделения земель может быть разной. Некоторые люди желают разделить участки для строительства жилых или коммерческих объектов, другие — для сельского хозяйства или промышленных целей. Определение критериев разделения земель и учет всех потребностей может быть сложной задачей.

Решения правительства в отношении земельных споров

В 2024 году правительство приняло ряд важных решений в отношении земельных споров, которые оказали значительное влияние на дальнейшую судьбу земельных участков и их собственников.

Во-первых, было установлено, что все земельные споры должны разрешаться в судебном порядке. Это решение позволило улучшить прозрачность и законность процесса, а также обеспечить справедливое рассмотрение каждого случая. Справедливость и законность стали главными критериями при вынесении решения о владении землей.

Во-вторых, правительство ввело обязательный реестр земельных участков, в котором каждому участку присваивается уникальный идентификатор. Это позволяет точно установить владельца земли и минимизировать возможность споров, связанных с двойственным владением. Реестр также содержит информацию о предыдущих владельцах и землепользователях, что помогает при разрешении споров.

  • Кроме того, правительство разработало и внедрило новые механизмы по рассмотрению земельных споров. Был создан специализированный орган – Комиссия по рассмотрению земельных споров, в состав которой вошли опытные юристы и эксперты в области земельного права. Эта Комиссия регулярно проводит заседания и выносит решения о владении и использовании спорных земельных участков.
  • Также в целях упорядочения процедуры разрешения земельных споров, был разработан и принят новый закон «О землеустройстве», который предусматривает четкие правила и процедуры, упрощает процесс судебного разбирательства и сокращает время рассмотрения споров.

В итоге, благодаря принятым решениям правительства, земельные споры в 2024 году стали разрешаться более эффективно и справедливо. Участники споров получили возможность защитить свои интересы и получить объективное решение вопроса о владении и использовании земли.

Перспективы разрешения земельных споров в 2024 году

Земельные споры в 2024 году остаются актуальной проблемой, которая требует незамедлительного решения. Однако, вопреки сложностям, есть надежда на улучшение ситуации и достижение справедливого разрешения таких споров.

Во-первых, в будущем году ожидается дальнейшее развитие законодательства, которое будет способствовать упрощению процесса разрешения земельных споров. Внедрение новых норм, регламентирующих порядок урегулирования конфликтов, поможет снизить временные и финансовые затраты на этот процесс.

Во-вторых, в 2024 году возможно усиление государственной поддержки владельцев земли и покупателей прав на земельные участки. Предоставление финансовых и юридических ресурсов, образовательных программ и консультационных услуг поможет сторонам в споре обрести более четкое понимание своих прав и обязанностей и таким образом способствовать более гармоничному разрешению конфликта.

Кроме того, важным аспектом разрешения земельных споров в 2024 году может стать привлечение квалифицированных медиаторов и арбитров. Эксперты с большим опытом в данной области смогут помочь сторонам в споре находить компромиссы и принимать обоснованные решения на основе законодательства и этических норм.

Оспаривание кадастровой стоимости через исправление ошибок

Вторым действенным способом снижения налога на имущество является механизм исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Эта процедура зачастую позволяет получить более просчитываемый результат в существенно меньшие сроки, а часто даже и более эффективную оптимизацию имущественных платежей в сравнении с оспариванием кадастровой стоимости через ее установление в размере рыночной стоимости.

Наиболее типичной ситуацией является неправильная классификация объекта недвижимости, отнесение его к неверной оценочной группе. Для проверки такого заявления обычно осуществляются контрольные процедуры по установлению видов фактического использования объекта, в Москве с привлечением инспекторов Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (ГИН). В ряде регионов функции контроля выполняются структурным подразделением ГБУ по кадастровой оценке.

Судебное разбирательство: процедура

Истец может участвовать в суде лично или заключить договор с адвокатом. Важно прибегать к помощи квалифицированного специалиста, практикой которого являются земельные и имущественные споры. Если вы выиграете дело, ответчик будет нести все ваши издержки на судебное разбирательство и привлечение специалистов.

Согласно ст. 30 ГПК РФ, иск необходимо подавать в территориальный суд. То есть в этом случае оно подается в суд, который располагается по месту расположения участка. При этом устанавливается следующий порядок рассмотрения:

  1. Мировой суд рассматривает споры, связанные с определением порядка применения имущества, к числу которого относят земельные участки.
  2. Районный суд рассматривает вопросы, связанные с установлением границ.

Отсутствие разрешения Правительственной комиссии как основание для отказа в регистрации ипотеки

В 2021 г. иностранная компания заключила с банком кредитный договор и договор ипотеки в обеспечение своих обязательств перед банком. Однако с заявлением о государственной регистрации ипотеки стороны обратились в Росреестр только в мае 2022 г. (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2023 № 09АП-92702/2022 по делу № А40-139716/22).

Читайте также:  Какие документы нужны для получения вида на жительство в России гражданину Белоруссии в 2024 году

Росреестр отказал в государственной регистрации, в связи с чем компания обратилась в суд, посчитав отказ незаконным.

В суде регистрирующий орган обосновал свой отказ тем, что поскольку компания относится к так называемым недружественным лицам, в отношении совершения сделок с которыми в марте 2022 г. были введены ограничения, то для регистрации ипотеки необходимо предоставить разрешение Правительственной комиссии независимо от даты заключения договора ипотеки.

Суды первой и апелляционной инстанций согласились с тем, что такое разрешение требуется, однако, учитывая, что регистрирующий орган не ставил данный вопрос перед заявителем при вынесении решения об отказе, а заявил об этом только в суде, решение об отказе было признано необоснованным.

Представляется, что данный вывод судов о необходимости получения разрешения Правительственной комиссии на регистрационные действия по сделке, совершенной сторонами еще до введения соответствующих ограничений, основан на широком толковании действующего регулирования. Вместе с тем, однако, необходимо признать, что многие вопросы, связанные с получением разрешения Правительственной комиссии, все еще нуждаются в разъяснениях. Соответственно, судебная практика по ним также находится в процессе формирования.

Какой порядок рассмотрения споров и исполнения решений применяется

После того, как в декабре 1993 вступил в силу Указ Президента РФ № 2287, рассмотрение споров по земле упростилось. Для участников подобных конфликтов стало возможным прямое обращение в судебные инстанции (без промежуточного рассмотрения в муниципальных органах власти).

Теперь земельные споры рассматриваются лишь в общем или арбитражном суде. Обзор судебной практики свидетельствует, что в некоторых случаях стороны спора самостоятельно обращаются в административные органы. При таком развитии дел претензии рассматриваются, а решение принимается в административном порядке. Если одна из сторон не согласна с решением, то она может обжаловать его уже в судебных инстанциях.

Начиная с того момента, когда имеющая претензии сторона обращается в суд, наступает практическое рассмотрение вопроса. Чтобы упорядочить рассмотрение, суд ориентируется на следующие документы:

  • Постановление от 24.03.2005 №11, принятое на Пленуме Высшего Арбитражного Суда РФ. Документ рассматривает вопросы переоформления ЗУ.

Сравнение результатов разрешения земельных споров в 2024 году с предыдущими годами

Сравнение результатов разрешения земельных споров в 2024 году с предыдущими годами показывает определенные тенденции в судебной практике. Возможно, одним из ключевых факторов, влияющих на изменение результатов разрешения споров, является принятие новых законодательных актов, учитывающих специфику земельной проблематики.

  • Увеличение количества урегулированных споров. По сравнению с предыдущими годами, в 2024 году отмечается рост количества урегулированных земельных споров. Это может быть связано с усилением роли медиации и альтернативных способов разрешения споров, которые стали более популярными и эффективными в последние годы.
  • Снижение времени разрешения споров. В 2024 году также отмечается улучшение ситуации с продолжительностью разрешения земельных споров. В сравнении с предыдущими годами, время, затрачиваемое на рассмотрение и разрешение споров, сократилось благодаря оптимизации процесса и применению электронные форм документов.

В целом, результаты разрешения земельных споров в 2024 году свидетельствуют о положительной динамике и улучшении ситуации в данной сфере. Это объективно отражает усилия государства по совершенствованию законодательства и развитию судебной системы для эффективного разрешения земельных споров между соседями.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции

АО произвело перепланировку здания, в результате которого площадь здания увеличилась более чем на 2000 кв. м.

Впоследствии общество было привлечено к административной ответственности за эксплуатацию реконструированного объекта капитального строительства без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 1 и 2 ст. 55 ГрК РФ) (Определение ВС РФ от 01.02.2023 по делу № А40-146624/2021).

Общество обратилось в суд с заявлением об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, ссылаясь на то, что его право собственности на реконструированное помещение было надлежащим образом зарегистрировано.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований, но суд округа высказал иную позицию. По его мнению, привлекая общество к ответственности, административный орган подвергает сомнению возникновение у него права собственности на реконструированное помещение.

ВС РФ оставил в силе судебные акты первой и апелляционной инстанций, отметив, что само по себе наличие права собственности на объект недвижимости не дает права эксплуатировать его без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В этой связи не играет роли тот факт, что ранее суды отказали в иске о признании чердака самовольной постройкой, поскольку данные судебные акты не заменяют собой разрешение на ввод в эксплуатацию. Таким образом, до получения данного разрешения общество должно было воздержаться от эксплуатации реконструированного объекта.

Из решения ВС РФ следует важный вывод, что получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является самостоятельной административной процедурой, которая не может быть подменена судебным актом, подтверждающим отсутствие оснований для признания постройки самовольной, поскольку это вопрос не наличия или отсутствия титула на объект недвижимости, а его безопасной эксплуатации.

ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ

  1. Заказчик после выбора необходимой ему юридической услуги заполняет Онлайн-заказ юридических услуг на веб-сайте Исполнителя.
  2. Для оказания юридических услуг Исполнителем Заказчик обязуется указать в Онлайн-заказе юридических услуг полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также приложить скан-копии документов в хорошем качестве в формате pdf, jpg, doс, rtf в соответствии со списком необходимых документов, указанных в Онлайн-заказе юридических услуг.
  3. После заполнения Онлайн-заказа юридических услуг на веб-сайте Исполнителя Заказчик производит акцепт настоящей оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг.
  4. В соответствии с настоящей Офертой Исполнитель приступает к оказанию юридических услуг при одновременном соблюдении следующих условий:
    • Заказчик заполнил Онлайн-заказ юридических услуг и произвел акцепт Оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг;
    • Указанных в Онлайн-заказе сведений и приложенных документов достаточно для оказания услуг (при недостаточности сведений и/или документов Исполнитель запрашивает у Заказчика дополнительную информацию, на время предоставления дополнительной информации приостанавливается оказание юридических услуг по Онлайн-заказу).

    Законы и нормативные акты

    При обращении с заявлением о установлении границ земельного участка в 2024 году нужно учитывать особенности согласования и составления акта.

    Для начала, заявление о установлении границ земельного участка подписывает и подает в органы межевания заявитель. Заявление должно содержать все необходимые данные и сопровождаться соответствующими документами, подтверждающими право заявителя на земельный участок.

    После получения заявления, органы межевания проводят ряд процедур для установления границ. Это включает в себя согласование с соседними землевладельцами, осмотр местности и составление акта, определяющего границы участка.

    Составление акта об установлении границ земельного участка является нормативно-правовым актом, руководствуясь которым осуществляется межевание земельных участков. Данный акт подписывается всеми заинтересованными сторонами и оформляется в соответствии с установленными правилами и требованиями.

    В случае подачи иска об установлении границ земельного участка, необходимо учитывать применимые нормативные акты. Исковое заявление должно быть составлено с соблюдением требований действующего законодательства и должно содержать достаточные основания для рассмотрения и удовлетворения иска.

    Органы межевания следуют установленной инструкции при рассмотрении заявлений об установлении границ земельного участка и при составлении акта. Данные инструкции содержат подробные указания и рекомендации для всех сторон, участвующих в процессе установления границ.

    Итак, при установлении границ земельного участка в 2024 году нужно соблюдать нормативные акты и инструкции, а также правила, указанные в законодательстве, для достижения правового обоснования установленных границ.

    Как это происходит на практике

    Лучшей демонстрацией положения вещей станет случай из практики. Частная собственность вернулась в российское законодательство в 1992-м году. В этот же год три гражданина получили в собственность каждый по земельному участку, которые при этом считались общей долевой собственностью. Один из них сделал выделение своего участка из общей собственности и оформил эту долю как уже полноценно свою собственность. Остальные ничего по этому поводу не предпринимали – все равно проблем никаких не было. Однако в какой-то момент их ситуация повернулась так, что выделить доли все-таки потребовалось – но тут выяснилось, что срок исковой давности по земельным спорам истек, и уже очень давно. Однако все обернулось к их выгоде, когда было выяснено, что сельсовет сделал ошибку и благодаря ей сроки давности значения в этой ситуации не имеют.

    Удача? Ни в коем случае! Ведь эту ошибку нашли юристы по земле, к помощи которых прибегли эти землевладельцы.

    Возможно ли восстановить срок исковой давности?

    Хорошая «новость» для тех, кого интересует данный вопрос: истекший срок давности на земельные споры подлежит восстановлению. Но только в том случае, если истец сможет доказать, что пропуск срока исковой давности по главному требованию (или по дополнительным требованиям) состоялся по уважительной причине. После этого суд будет обязан рассмотреть дело. В статье 205 Гражданского кодекса РФ указано, что восстановление срока исковой давности доступно только физическим лицам, у которых была уважительная причина пропуска (например, беспомощное состояние, тяжелая болезнь), длившаяся:

    • в последние 6 месяцев срока исковой давности;
    • 6 месяцев (или меньше) в течение срока давности.

    Разумеется, без полноценной (а главное — своевременной) правовой поддержки юриста восстановление срока исковой давности отнимет довольно много времени и принесет немало трудностей. Учитывая всё это, лучше сразу обратиться к грамотному специалисту и посвятить его во все тонкости проблемы.

    По своей структуре этот документ очень похож на заявление о пропуске исковой давности, поэтому рассмотрим лишь некоторые важные отличия. Итак, после «шапки» документа (и его названия) необходимо лаконично описать суть проблемы, а также указать уважительную причину пропуска (т.е. когда и каким образом заявителю стало известно о нарушении его прав). Далее следует просьба о восстановлении пропуска исковой давности и перечень документов, которые подтвердят, что у заявителя действительно была уважительная причина пропуска срока исковой давности.

    Незарегистрированная уступка прав из договора аренды

    Третье лицо и собственник земельного участка обратились в суд с исками к арендатору-гражданину о признании недействительным соглашения об отступном, применении последствий недействительности сделки, признании отсутствующим права аренды на земельные участки, государственной регистрации договора уступки прав и обязанностей по договору аренды.

    В обоснование исковых требований истцы указали, что между предпринимателем и арендатором был заключен договор аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения. Арендатор и третье лицо заключили договор уступки прав и обязанностей по договору, на основании которого к третьему лицу перешли права и обязанности арендатора. Договор уступки прав и обязанностей так и не был зарегистрирован в Росреестре. Позднее арендатор заключил с гражданином соглашение об отступном, в соответствии с которым гражданину были предоставлены права аренды. Между тем собственник земельных участков согласия на заключение соглашения об отступном не давал, в связи с чем соглашение об отступном является недействительной сделкой (Определение ВС РФ от 31.01.2023 по делу № 16-КГ22-40-К4).

    Суд первой инстанции признал соглашение об отступном ничтожной сделкой, поскольку при его заключении не было получено согласие собственника земельных участков, а в удовлетворении иска третьего лица об истребовании имущества отказал.

    Данное решение было отменено апелляцией, которая признала действительным соглашение об отступном и обязала передать земельные участки третьему лицу. При этом суд посчитал обоснованным уклонение арендатора от регистрации договора уступки по той причине, что другая сторона не выполнила обязательство по оплате уступаемого права. Кассация согласилась с выводами апелляции.

    ВС РФ указал, что, несмотря на отсутствие факта регистрации договора уступки, к третьему лицу перешли права и обязанности из договора аренды. Уклонение же арендатора от регистрации договора уступки не является обоснованным, поскольку факт оплаты по данному договору никем не был оспорен. ВС РФ также отметил, что при новом рассмотрении дела суду необходимо будет оценить действия сторон соглашения об отступном на предмет их добросовестности.

    Предполагаем, что в данном деле гражданин в условиях отсутствия сведений о совершенной уступке в ЕГРН мог действительно не знать о переходе права аренды к третьему лицу. Именно поэтому ВС РФ обратил внимание на необходимость оценки добросовестности сторон при заключении ими последующего соглашения об отступном. Как известно, по общему правилу подлежащий государственной регистрации договор считается заключенным для третьих лиц с момента его регистрации. Тем не менее с учетом позиции ВС РФ представляется, что даже при отсутствии регистрации договор все же может быть противопоставлен третьим лицам, если они знали или должны были знать о наличии такого договора, особенно если фактически объект не был передан таким третьим лицам, как в рассматриваемом случае.

    Оспаривание отказа в предоставлении земельного участка в аренду

    Предприниматель обратился в ДГИ г. Москвы за предоставлением в аренду земельного участка, будучи собственником расположенного на нем здания. ДГИ ему отказал, ссылаясь на то, что здание является самовольной постройкой, как это было указано в акте Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости (Определение ВС РФ от 07.02.2023 по делу № А40-142010/2021).

    Предприниматель, считая свои права нарушенными, обратился в суд с заявлением об оспаривании решения ДГИ, однако суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований. Помимо установления факта самовольного строительства, суды также отметили, что участок расположен в пределах территории общего пользования, предоставление которой в аренду или в собственность не допускается. Кроме того, как указали суды, в отношении земельного участка установлена охранная зона инженерных коммуникаций, в связи с чем требуется согласование сетевой организации.

    ВС РФ не согласился с нижестоящими судами.

    Во-первых, предприниматель уже обращался ранее в суд по поводу наложения границ своего земельного участка на территорию общего пользования и получил положительное судебное решение об уточнении границ участка. При этом невнесение публичными органами изменений в документацию по планировке территории на основании данного судебного решения не должно препятствовать реализации предпринимателем своего исключительного права на предоставление в аренду земельного участка.

    Во-вторых, в отношении охранной зоны суды не учли произведенную реконструкцию соответствующей кабельной линии, в результате которой ее охранная зона была изменена таким образом, что объект предпринимателя перестал попадать в нее. Сетевая организация передала необходимые документы в Росреестр для внесения изменений в кадастр, однако это не было принято во внимание нижестоящими судами при рассмотрении дела.

    Наконец, ВС РФ отметил, что ссылка на наличие у объекта недвижимости признаков самовольной постройки не состоятельна в силу преюдиции: ранее суд отказал в удовлетворении иска о признании объекта недвижимости самовольной постройкой и возложении обязанности по его сносу.

    Определение ВС РФ по данному делу наглядно иллюстрирует тот факт, что органы публичной власти и суды при принятии решения зачастую руководствуются только данными ЕГРН, не учитывая, что заявитель не всегда имеет возможность обеспечить своевременное обновление информации в реестре. Очень часто это зависит от третьих лиц (например, от сетевой организации, как в нашем случае). Тем не менее это не должно быть формальным препятствием для предоставления земельного участка в аренду собственнику расположенного на нем здания или сооружения.

    При появлении конфликтной ситуации по земле большая часть таких споров решается в судебном порядке. Стороны спора как физические, так и юридические лица, включая органы власти. Предметом спора является нарушение и восстановление нарушенного права, связанного с пользованием земельным участком, его границами, размерами и т.д.:

    • предоставление зем. участков
    • нарушение границ при отводе зем. участков
    • при использование зем. участков
    • при незаконном изъятии земельных участков, в т.ч. при досрочном прекращении договора аренды зем.участка.
    • негаторные (владельческие) иски (устранении нарушенных прав, помех)
    • в связи с земельно-планировочными работами
    • при возмещение убытков, причиненных правомерными и неправомерными действиями, в т.ч. взыскание убытков при изъятии земель или временным занятием зем. участков, ограничением прав на землю, ухудшением качества земель

    Представляя интересы клиента по защите прав на землю земельный адвокат выходит в суд со следующими требованиями:

    Признание права собственности на земельный участок, в т.ч.:

    • признание права собственности на земельные доли в связи с выдачей свидетельств о праве собственности зем. комитетами после 1998 года;
    • в связи с описками в свидетельстве о праве собственности на зем.долю;
    • в порядке наследования;
    • признание за наследником права собственности на зем.доли и исключении этих долей из списка невостребованных долей.

    Кроме того:

    • Об установлении факта выдачи свидетельства с выявленными ошибками;
    • О включении зем. долей в наследственную массу;
    • Устранение препятствий в пользовании зем. участком
    • Восстановление, определение границ зем. участка
    • Раздел зем. участков, определение порядка пользования зем. участками
    • Признание сделок купли-продажи зем. участков недействительными, включая договора дарения зем. участка
    • Хозяйственные споры по договорам аренды зем. участка
    • Изменение (оспаривание и снижение) кадастровой стоимости зем. участка

    Каким образом происходит судебное разбирательство

    Присутствовать на судебном заседании может как сам истец, так и его адвокат, с которыми предварительно он должен заключить соответствующий Договор. Как гласит ГПК РФ, а именно его 30 статья, для решения земельных споров необходимо обращаться в территориальный судебный орган. То есть отправлять иск нужно в суд, который находится по месту расположения земельного надела.

    ВНИМАНИЕ !!! После рассмотрения вопроса судебным органом, в том случае, если просьбы истца удовлетворяется, то есть выносится положительное решение в его пользу, то оно вступает в действие в течении одного месяца. За эти 30 дней ответчик вправе направить апелляцию в высший орган и даже в Верховный суд Российской Федерации.

    Как гласит ФЗ №218, а именно 14 и 61 статьи, решение суда передается в Росреестр. Как правило, суд предъявляет требование Росреестру либо исправить имеющиеся ошибки, либо зарегистрировать собственность. Для того чтобы не ждать момента, пока суд направит соответствующий документ в Росреестр, можно взять копию документа, заверенную именно в суде и передать их в отдел Росреестра лично.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *