Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за перевозку опасных грузов без разрешения на провоз». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отвечая на вопрос, каковы риски при перевозке опасных грузов автотранспортом, прежде всего нужно рассказать об административной ответственности, которая грозит любому перевозчику за нарушение правил перевозки опасных грузов.
Штраф за опасные грузы на железнодорожном, водном и воздушном транспорте
За нарушения правил перевозки опасных веществ на всех видах транспорта, кроме автомобильного, грозит административный штраф по ст. 11.14 КоАП РФ. Его размеры для граждан, должностных лиц и организаций приведены в таблице:
Размер административного штрафа |
Вид транспорта, которым везут опасный груз |
||
Воздушный транспорт |
Морской и внутренний водный транспорт |
Железнодорожный транспорт |
|
Для граждан |
500 — 1 000 рублей |
300 — 500 рублей |
100 — 300 рублей |
Для должностных лиц |
1 000 — 2 000 рублей |
500 — 1 000 рублей |
300 — 500 рублей |
Для компаний |
10 000 — 20 000 рублей |
5 000 — 10 000 рублей |
3 000 — 5 000 рублей |
Когда возможна ДОПОГ без разрешения
Провоз опасных грузов без оформления разрешительной документации разрешен представителям военных ведомств и структур, от которых зависит государственная безопасность. Выполнение таких операций связано с соблюдением строгого режима секретности, что невозможно при согласовании маршрута, выполнении прочих мер, предусматривающих выдачу разрешения на перевозку.
Это относится к перемещениям военной техники, прочих грузов специального назначения. Отмена согласования и разрешения по ДОПОГ для данной категории исполнителей установлена изменениями, внесенными в марте 2020 года в ст. 3 Федерального закона РФ № 257 ФЗ, посвященного автомобильным дорогам и дорожной деятельности.
Указанную статью дополнили ч. 23 с вводом понятия «специального груза», освобождаемого от выдачи разрешения на перевозку.
Опасными грузами по общепринятой классификации считаются те, которые способны с легкостью воспламеняться, а также ядовитые, легко вступающие в контакт с окружающей средой, те, что относятся к источникам радиоактивных веществ. Вот примерный список веществ, причисленный к опасным категориям.
- Бензин.
- Дизельное топливо.
- Керосин.
- Материалы, обладающие способностью взрываться – порох и фейерверки, патроны и прочее.
- Газообразные вещества.
- Токсичные, ядовитые составы.
- Вещества, относящиеся к взрывоопасным, способным загораться.
- Способные окислить, вызвать коррозию.
- Отходы, образующиеся при разных видах деятельности.
Чем грозит нарушение ДОПОГ
ДОПОГ представляет собой набор положений, которые были установлены в рамках соглашений, подписанных 49 европейскими странами, включая Россию и соседей по СНГ. Данные требования являются обязательными для соблюдения даже на внутренних маршрутах в РФ, так как это предписывают «Правила перевозки грузов автомобильным транспортом» и «… обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
Согласно ДОПОГ участники процесса доставки — а это и грузоотправитель и перевозчик и даже грузополучатель — обязаны выполнять ряд предписаний, чтобы сделать процесс безопасным:
- правильно определить, какое именно вещество перевозится;
- подобрать упаковку и условия рейса, с учетом опасностей;
- выбрать транспортное средство;
- нанести на упаковки и транспорт маркировку знаками опасности, табличками;
- водитель должен пройти обучение и иметь действующее свидетельство;
- на борту грузовика должен быть комплект пожарно–спасательного инвентаря, средств защиты кожи, дыхания, приспособлений и химикатов для ликвидации последствий утечки, средства обозначения места аварийной остановки;
- в ряде случаев маршрут должен согласовываться в виде специального разрешения;
- при движении выполнять ПДД, запреты, принять меры от незаконного завладения грузом, транспортом, не допускать аварии и происшествия.
Невыполнение ДОПОГ подпадает под статью Кодекса об административных правонарушениях №12.21.2. Первая часть статьи касается ситуаций:
- у водителя нет свидетельства о подготовке;
- на автомобиль нет подтверждения соответствия категории;
- транспорт конструктивно непригоден к транспортировке особых веществ;
- нет знаков опасности, ADR–комплекта;
- нет спецразрешения Ространснадзора или «аварийной карточки системы информации об опасности»;
- несоблюдение условий, предписываемых правилами.
Еще несколько лет назад, плановыми проверками должны были быть охвачены все 100% перевозчиков опасных грузов, но фактически проверялось порядка 25%. Проверяли, в основном, только тех перевозчиков, которые перевозили грузы повышенной опасности, и, как следствие, получали в Госавтодорнадзоре специальные разрешения. Проще говоря, проверяли только тех, кто засветился в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Проверки проводились раз в 3 года.
Сейчас, с введением принципов риск-ориентированного подхода в планировании проверок, Госавтодорнадзор приезжает к субъектам гораздо реже. Каждому перевозчику не мешает знать свою категорию риска и понизить её при наличии оснований (это тема отдельной статьи).
Количество плановых проверок, по указанию свыше, с каждым годом сокращается, но от подразделений контроля и надзора по-прежнему требуют показатели. Поэтому количество внеплановых проверок увеличилось.
Любая авария, с большой долей вероятности, выльется во внеплановую проверку вашего предприятия. Если в ходе поездки в отношении водителя выписан протокол, или вынесено постановление ГИБДД или Госавтодорнадзором, то на этом основании может быть вынесено распоряжение о внеплановой проверке, согласованное с прокуратурой.
Чем больше административного материала составлено на водителей субъекта, тем выше вероятность, что будет проверка субъекта Госавтодорнадзором.
Что важно знать:
- Вы должны быть заранее извещены о проведении проверки — вам должны прислать распоряжение.
- Плановая выездная проверка осуществляется только по утвержденным проверочным листам. Предметом проверки не могут быть вопросы, не указанные в списке.
- Внеплановая проверка проводится только по темам и требованиям нормативных документов, указанным в распоряжении.
- Осуществлять проверку без руководителя или представителя организации — запрещено.
- Распространять информацию, полученную в ходе проверки, представители Госавтодорнадзора не имеют права.
- Превышение сроков проверки, указанных в распоряжении, недопустимо.
Подробно требования к проведению проверок изложены в нормативных документах:
- Постановление Правительства РФ от 19 марта 2013 г. N 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре»
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Cтатья 12.21.2 – нарушение правил перевозки опасных грузов
Под правилами в данном случае понимается совокупность всех документов, регламентирующих перевозки опасных грузов. То есть, по второй части статьи можно привлечь к административной ответственности за нарушение любого нормативного правового акта, содержащего требования к перевозкам опасных грузов; в первую очередь за нарушения требований ДОПОГ. В основном привлекают за:
- Отсутствие или ошибки информационных табло, маркировки ТС и средств удержания
- Отсутствие аппаратуры ГЛОНАСС (до 31 мая 2021 года можно не ставить — действует отсрочка)
- Отсутствие или ошибки в документации на груз
- Отсутствие специального разрешения при перевозке грузов повышенной опасности (ссылка на статью)
- Отсутствие свидетельства ДОПОГ водителя
- Отсутствие или несоответствие установленной форме письменных инструкций (ссылка на статью)
- Несоблюдение требований или отсутствие противопожарного оборудования
- Отсутствие снаряжения или средств индивидуальной защиты
- Нарушения в оснащении ТС
- Нарушение условий перевозки – совместная перевозка, превышение количества перевозимого груза и прочее.
- Стаж водителя, перевозящего опасный груз, менее одного года
- Несоблюдение требований к конструкции транспортного средства: отсутствует защитное заземление, клеммы аккумуляторной батареи не изолированы, и прочие.
- Наличие консультанта по перевозке опасных грузов (проверяется только в рамках проверки субъекта) (ссылка на статью)
- Наличие и соблюдение плана обеспечения безопасности (проверяется только в рамках проверки субъекта)
Пример 5: в транспортном документе не было одной строчки
Летом прошлого года Московский областной суд наложил штраф в 150 000 рублей на компанию «РН-Москва» за нарушение ч. 2 ст.12.21.2 КоАП РФ. А именно — за отсутствие в товарно-транспортном документе записи «Специальное положение 640».
Перевозили опасный груз, около 5 тонн дизельного топлива. А в этом случае правила ДОПОГ обязывают сделать в документах запись «Специальное положение 640», причем буква, добавляемая к числу 640, должна указывать на температуру вспышки.
Жалоба на решение суда со стороны компании «РН-Москва» ничего не принесла: суд второй инстанции не нашел оснований для отмены постановления городского суда. Штраф признан справедливым (Решение Московского областного суда № 21-1870/2020 от 25 августа 2020 г. по делу № 21-1870/2020).
Комментарии к ст. 12.21.2 КОАП РФ
1. Объектами правонарушений, предусмотренных статьей, являются общественные отношения в области безопасности дорожного движения. Статья состоит из двух частей.
2. С объективной стороны рассматриваемые правонарушения выражаются в нарушении правил перевозки опасных грузов.
3. По ч. 1 данной статьи ответственность наступает в случае невыполнения установленных правил перевозки соответствующих грузов автомобильным транспортом. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом утверждены Приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73 (с изм. и доп.).
Перевозка опасных грузов должна осуществляться по маршруту, согласованному в необходимых случаях с ГИБДД МВД России, с оповещением об опасности груза (информационная таблица для обозначения транспортного средства, аварийная карточка), соблюдением правил разгрузочно-погрузочных работ и др.
Водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны иметь допуск к перевозке таких грузов, аварийную карточку системы информации об опасности, информацию о свойствах перевозимых грузов.
4. По ч. 2 данной статьи ответственность наступает в случае нарушений требований перевозки опасных грузов, содержащихся в п. п. 23.1 — 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.). В частности, п. 23.2 Правил дорожного движения на водителя возлагается обязанность контролировать размещение, крепление и состояние груза перед началом и во время движения. В случаях когда состояние и размещение груза не отвечает установленным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений либо прекратить дальнейшее движение.
5. В соответствии со ст. 27.13 Кодекса совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, может повлечь задержание транспортного средства, помещение его на специализированную стоянку, в порядке, установленном Правительством РФ. При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.
6. Субъектами комментируемых правонарушений являются водители транспортных средств, должностные лица, ответственные за перевозку таких грузов, а также юридические лица.
7. С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
8. Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются начальником ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3). Дела об административных правонарушениях по ч. 1 данной статьи рассматриваются также судьями в случае передачи им на рассмотрение соответствующего дела (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).
Изменения к ДОПОГ 2020 года
В июле 2020 года вступили в силу поправки, изменившие некоторые положения ДОПОГ. Коррективы коснулись таких положений:
- список опасных грузов дополнен полимеризующимися веществами (с дополнительным подклассом 4 класса);
- разрешено перевозить данную категорию веществ в мягких упаковках при соблюдении установленных стандартов;
- изменен формат большей части международной сопроводительной документации указанных транспортных операций;
- разрешено пересекать тоннели автомобилям с опасными веществами под номерами ООН 3077; 3082;
- ужесточен регламент к транспорту;
- усовершенствован порядок аттестации водителей и консультантов;
- откорректирована маркировка опасных компонентов;
- установлена необходимость оснащения авто, перевозящего более 3,5 т ОГ, антиблокировкой тормозов.
Ранее (с 2018 года) был утвержден новый регламент МВД о допуске транспорта к опасным грузоперевозкам с внесением таких коррективов:
- по перечню оформляемой документации;
- административному оформлению транспортной операции с изменением сроков согласования;
- по ужесточению государственного контроля;
- вводом ситуаций, при которых невозможно оформить документы через «Госуслуги».
Штраф за перевозку опасного груза без ДОПОГ
Если транспорт с опасным грузом управляется лицом, не имеющим соответствующего удостоверения, которое выдается территориальным УГАДН, предусмотрены следующие виды взысканий:
- от 2 до 2,5 тыс. рублей для водителя;
- от 15 до 20 тыс. рублей для ответственных должностных лиц;
- от 400 до 500 тыс. рублей для юридических лиц, организовавших перевозку.
Водитель может быть освобожден от уплаты штрафа, но в этом случае будет лишен прав на ближайшие 4-6 месяцев. Такая серьезная мера наказания применяется судами при наличии особых обстоятельств (повторная перевозка ОГ, транспортировка веществ повышенной опасности и так далее).
Если трансфер был организован должностными лицами, которые пренебрегли обучением и не имеют свидетельства установленного образца, также придется заплатить штрафы ДОПОГ:
- от 1 до 1,5 тыс. руб. для водителей;
- от 5 до 10 тыс. рублей для специалистов, ответственных за перевозку;
- от 150 до 250 тыс. для юридических лиц.
Составление протокола о нарушении и рассмотрение дела находится в компетенции должностных лиц ГИБДД, дорожно-патрульной службы. Правонарушения по части 2 могут быть также переданы в суд. Автомобиль задерживается и помещается на специализированную стоянку.
Примером действия закона может служить дело об административном нарушении, рассмотренное Ростовским областным судом в октябре 2018 года в отношении гражданина Баринова О. М. Он признан виновным по ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП и подвергнут штрафу в размере 2 тыс. руб. Баринов перевозил груз класса ООН No 0360, имея на руках чужое свидетельство о допуске к транспортировке.
В июне 2019 года задержан автомобиль марки ЗИЛ с полуприцепом, которым управлял водитель Мухамеджинов Р. М. В машине находился опасный груз – сжиженный углеводород. В сопровождающих его документах отсутствовали данные, соответствующие требованиям ДОПОГ. Действия Мухамеджинова подпадают под ст. КоАП 12.21.2 в ч. 2. Он подвергнут административному штрафу в 1500 руб.
Ответственность и штрафы за несоблюдение правил при перевозке опасных грузов
Грузоперевозки, касающиеся транспортирования веществ, относящихся к категории опасных, строго контролируются и регулируются законодательством. Всё дело в том, что в отличие от рядовых грузов, опасные вещества, при уклонении грузоперевозчика от установленных стандартов, в случае непредвиденной ситуации не только смогут нанести огромнейший вред непосредственному перевозчику продукции и случайным свидетелям, но и стать первоисточником глобальной катастрофы, угрожающей экологической обстановке, здоровью, а нередко и жизни людей.
За нарушение правил перевозки опасных грузов предусмотрен штраф.
Государственные стандарты обязывают правовой документацией грузоперевозчика обеспечивать максимальный уровень безопасности транспортируемому товару, оформлять специальные разрешения на транзит продукции. За несоблюдение безопасности, отсутствие облигаторной документации у грузоперевозчика предусмотрены существенные штрафные меры воздействия. В этой статье расскажем об обстоятельствах, при которых возлагается штраф за перевозку опасных грузов автомобильным транспортом, рассмотрим юридические документы, курирующие грузоперевозки небезопасной категории.
Перевозка грузов автотранспортом
Перевозка – одна из многогранных и плохо систематизированных тем в судебной практике. Сложно прогнозировать исход спора из договора перевозки, потому что подходы судов далеки от единообразия, а участники отношений порой подписывают документы, которым сложно дать правовую оценку (правильно квалифицировать договор, передаточный документ, установить полномочия лица и др.).
В статье я поверхностно затрону основные проблемы перевозочного процесса, дам рекомендации, как избежать очевидных ошибок. Текст опирается не законодательство и судебную практику на сентябрь 2018 года, в т.ч. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. №26 “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции”, Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции от 20 декабря 2017 г.
Перемещение горючего и опасного груза автомобильным транспортным средством автоматически подразумевает тщательное соблюдение определенных условий безопасности и определенных правил. К одному из самых основных правил можно отнести маркировку. На обозначающих знаках указывается, к какому типу относятся все перевозимые объекты, предметы. Указывается общий класс опасности, который им присвоен на законодательном уровне.
На основании данной маркировки при возникновении опасной ситуации можно понять, как обращаться с грузом. Все знаки маркировки наносятся на упаковку и на само транспортное средство, что перевозит груз. Среди иных, не менее важных правил перевозки опасного груза можно выделить:
- В машинах, перевозящих груз, должны присутствовать такие предметы, как огнетушитель в количестве двух штук, песок в мешках, лопата и ведро;
- Специальные отражающие свет таблички должны быть установлены по всей оси транспортного средства. На подобные обозначающие таблички должна быть нанесена фраза «Опасный груз» и цифровые данные относительно категории опасного груза;
- Наличие противооткатного упора, который обязательно должен соответствовать общему весу и модели используемого в процессе перевозки транспортного средства. Он обязательно должен соответствовать модели авто и его габаритам;
- Общее количество знаков, которые направлены на предупреждение об опасной и экстренной ситуации должно быть не менее двух. Они устанавливаются на расстоянии 10 метров впереди и сзади авто;
- У водителя в распоряжении должен быть яркого цвета жилет, а также карманный фонарь, которые пригодятся при устранении проблем на трассе.
Транспортный регламент уделяет особое внимание веществам и предметам, свойства которых несут угрозу для человеческой жизни и здоровья, экологической обстановки и окружающей среды, а также различного рода материальных объектов. В перечень входят разные виды топлива и кислот, лакокрасочные материалы и растворители, химикаты и медицинские препараты — общее количество наименований, утвержденных европейским и международным сообществом, насчитывает около трех с половиной тысяч.
Очевидно, что ДОПОГ на дорожные перевозки опасных грузов — это в первую очередь такой норматив, задачей которого выступает профилактика возможных негативных последствий. Сам по себе факт существования потенциального риска еще не означает, что он обязательно воплотится в жизнь в виде условного пожара, взрыва, распространения токсичных отходов или радиации. Однако при совпадении определенных факторов, обусловленном игнорированием мер безопасности, вероятность подобного исхода может заметно возрасти.
Освобожденные количества
Как и в предыдущем варианте, выполнение правил ДОПОГ не потребуется — достаточно присутствия идентификационного спецобозначения. При этом не снимаются требования в отношении соблюдения порядка подготовки, классификации упаковочной группы и исполнения стандартов.
Уточнить актуальные допуски можно с помощью порядкового раздела 7b, в котором проставлены коды, показывающие, что и в каких объемах может перевозиться. Как и в предыдущем случае, нулевое обозначение исключает применение положений, связанных с понятием освобожденного количества, тогда как для других позиций установлены следующие нормы:
Код | Нетто тары, max (г, мл) | |
Внутренняя | Наружная | |
E1 | 30 | 1 000 |
E2 | 30 | 500 |
E3 | 30 | 300 |
E4 | 1 | 1 |
E5 | 500 | 300 |